Уничтожает ли обетования взгляд "Бог верен, а всякий человек лжив"?

Oct 03, 2020 01:15


Очередной тур нашего старого (третий десяток лет пошел!) богословского спора с sergeyhudiev (из комментариев к одному из недавних постов в фейсбуке). Проблема в том, что "Бог верен, а всякий человек лжив" - человек живёт так, как будто он не давал обетов,
Но такой взгляд полностью уничтожает обетования, как если бы их не было. Более того, он уничтожает даже робкую надежду.

1.Бог дал свои обетования
2.Но Он исполнит их только в отношении того, кто верен Ему
3. Ты неверен Ему (и более того, тебе просто запрещено считать себя верным, это было бы гордыней)
4.Следовательно, эти обетования заведомо не могут относиться к тебе.

Но что тогда вообще "вера в обетования"? Вера в то, что Бог спас бы тебя, если бы ты был достаточно верным (каким ты точно не являешься)? Но какой смысл в такой вере? Какая разница, в таком случае, а давал ли Бог какие-либо обетования вообще?
Давайте танцевать как от печки от Ветхого Завета, т.к. все парадигмы (обетования, верность Бога, сама концепция Завета с Ним и т.п.) родом оттуда. Бог заключает Завет, т.е. по сути дела союз, хотя это, разумеется, и не союз двух полностью равноправных субъектов - это отношения "сеньор - вассал". В этом Завете Бог верен "по определению" ("ибо от Себя отречься не может", т.к. "не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою"), т.е. с Его стороны ни при каких условиях завет не будет расторгнут - Бог из него Сам не выйдет и от Своих обетований не откажется. Но сами по себе эти обетования не безусловные, а условные: как Сеньор (понятно, что я сейчас использую терминологию европейского средневековья, в Библии слова несколько иные, но суть та же) Бог имеет еще и власть суда над Своим вассалами, а т.к. Завет требует от состоящих в нём соблюдения определённых условий (а главное условие, по сути дела - быть верным Богу, из этого вытекают все заповеди как отношений с Богом, так и отношений с ближним), при их несоблюдении с их стороны Бог вправе "включить санкции" (например - изгоняет с земли, которая по обету дана потомкам Авраама).

"Включение санкций" отнюдь не означает, что Бог разрывает Завет - наоборот, Он их как раз потому и включает, что состоит в Завете и разрывать его не собирается (разорвал бы - отпустил бы на все четыре стороны: "дал разводное письмо неверной жене" на библейском языке; но нет - "где разводное письмо вашей матери, говорит Господь"). Так что в каком-то смысле да - Бог дал Свои обетования, но исполнит их (точнее, их позитивную часть) только в отношении того, кто верен Ему, поскольку данное условие входит в сами же эти обетования как их составная часть!

Что меняется в Новом Завете по сравнению с Ветхим? Прежде всего то, что (а) Завет (договор, союз) заключается не с одним народом, а со всяким, кто через веру во Христа пожелает в этот Завет войти и (б) что предметом обетований (наследия) является не Земля Обетованная, а Царство Небесное и Жизнь Вечная. Ну и (в) что не соблюдение Закона Моисеева является критерием верности верности Богу (почему - расписано в Рим. и Гал.), а вера во Христа А остальное по сути не меняется. И, заметим, обетования "раз уж ты вступил со Мной в Завет, Я от тебя не отстану, пока ты в Царстве Небесном не окажешься, что бы ты не делал" в Новом Завете мы не найдём - найдём много чего (например, "кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет"), но такого нет.

Теперь что касается "запрещено считать себя верным - это гордыня". Мне представляется, что Вы смешиваете онтологию (и сотериологию) с аскетикой. Гордыня - это категория аскетическая, а верность - онтологическая, объективная. Тут вообще ряд вопросов, минимум два. Первый - полезно или неполезно в данной конкретной ситуации считать себя верным Богу (ответ - в каких-то условиях да, в каких-то нет). И второй - а объективно я верен Богу или нет? На последний вопрос только Сам Бог и может ответить - это и есть Его суд. Поэтому Ваш силлогизм "3. Ты неверен Ему (и более того, тебе просто запрещено считать себя верным, это было бы гордыней) 4.Следовательно, эти обетования заведомо не могут относиться к тебе" неверен - не тебе решать, насколько ты верен или неверен, а Богу. А тебе остается, чувствуя свою неверность, лишь идти к Богу с покаянием, уповая на Его верность: Господи, я БЫЛ неверен Тебе, но Ты-то от меня не отрекался!

Худиев, сотериология, богословие

Previous post Next post
Up