"Но кому уготовано"

Apr 05, 2017 14:47


С некоторым опозданием решил поделиться своими мыслями о евангельском чтении 5-й Недели Великого Поста Мк.10:32-45 (как говорится, "лучше поздно, чем никогда"). Начинается оно с аллюзии на Ис.50:6-7 (и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет - Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде) и заканчивается аллюзией на Ис.53:12 (Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих - Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем). Такие параллели - тема сама по себе очень интересная, но я хочу поговорить не о них, а о стихе 40 - а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

Этот стих наряду с Мк.13:32 (О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец) - один из сложнейших в догматическом смысле: как это Сын чего-то не может, если Отец все передал в Его руки?

Как можно решить эту проблему? В толковании блаж. Феофилакта на это места так написано: А слова: «не от Меня зависит» имеют такой смысл: Мне, праведному Судье, не свойственно дать вам такое достоинство по одной любви к вам; иначе Я не был бы правосуден; но такая почесть уготована только подвизающимся. Это подобно тому, как если бы правосудный царь посадил выше других какого-либо подвижника, а любимцы его, придя, сказали бы ему: «дай нам венцы»; тогда царь, конечно, ответил бы: «не от меня зависит», но кто будет подвизаться и победит, тому и венец уготован. - Итак, вы, сыны Зеведеевы, можете быть и будете мучениками за Меня; но если кто вместе с мученичеством будет иметь и всякую другую добродетель больше вас, тот будет иметь преимущество пред вами.

Т.е. идея такая: первые места зависят от, говоря современным языком, "достигнутых результатов". В связи с этим мне подумалось, что слова "но кому уготовано" связаны с "и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" и т.д. - эти слова не просто ответ на возмущение апостолов Иаковом и Иоанном, как обычно представляется (я и сам так считал, пока не задумался над этим чтением), но и объяснение того, что значит "кому уготовано": быть первым рядом со Христом уготовано тому, кто более послужит Ему.

Священное Писание, экзегетические этюды, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up