В заключение

Nov 14, 2011 14:18

Дискуссия о СССР и тоталитаризме продолжается, к ней подключаются новые участники:
Георгий Ильич Мирский, историк, в "Новой газете"
Валерия Ильинична Новодворская, политик и публицист, в "Гранях"Мне кажется, что я сказал все, что мог сказать, оставаясь в рамках начальной темы. Благодарен тем, кто меня услышал! Сожалею о том, что мой оппонент меня ( Read more... )

morality, freedom, totalitarianism, ussr

Leave a comment

nedosionist November 15 2011, 03:02:21 UTC
Мирский, говоря о лишь единицах выстоявших, воспроизводит уже обсужденную проблему Вашей первой статьи в серии.

Статья Новодворской напоминает старый анекдот: "Если эти либералы такие умные-либеральные, то почему они (антисоветским) строем не ходят!?". Это хорошая иллюстрация обсуждаемой темы: по-крайней мере, в советские времена эта логика приписывалась лишь солдафонам-полковникам, Чужим, в том самом противопоставлении тоталитарному злу Мы-Они; а не рассматривалась как Своя.

Вам спасибо за удачную коррекцию.

"нравственных сил человека, способного трудиться не по-рабски, мыслить не по учебнику, заводить друзей не ради доноса в ЧК или ГБ. Все хорошее исходило от свободолюбия и милосердия, способности противостоять насилию активно или хотя бы пассивно, не участвуя в нем."
Мне все же кажется, что есть дальнейший интерес - в осознании, описании и выражении ценностей субкультуры людей, о которых Вы пишете - в контрасте и на фоне Системы. Она не ограничивалось лишь высоконравственными единицами.

Reply

mikhail_epstein November 15 2011, 03:18:36 UTC
Такие субкультуры известны, и о них уже появилось много исследований. Например, поэтический и философский круг обериутов 1930-х. Или лианозовская группа 1950х-1960х. Движение за права человека и самиздат 1960-80 гг. Круг московских концептуалистов. Или московских же метареалистов. Питерский андерграунд 1970х -80х. Эти очаги сопротивления и инакомыслия и были очагами культуры. Культура всегда "ино-".

Reply

nedosionist November 15 2011, 04:11:15 UTC
Кoнечно. Но источниками самиздата были сотни, а потребителями - десятки и сотни тысяч. Найдя свого читателя и ценителя, эти очаги инакомыслия взаимовлияли, и инокультура стала массовой, оставаясь ино-. Эта массовость была бы невозможна, если бы она не резонировала; сами читатели повседневно сталкивались с системой, многие - подпадая под Ваше определение. За перечислением героев антисоветского сопротивления эта массовая инокультура оказывается незаметной в силу своей распространенности.

Reply

vladeemeer November 16 2011, 16:12:13 UTC
Михаил Наумович, Вы пишете: "Такие субкультуры известны, и о них уже появилось много исследований. Например, поэтический и философский круг обериутов 1930-х. Или лианозовская группа 1950х-1960х. Движение за права человека и самиздат 1960-80 гг. Круг московских концептуалистов. Или московских же метареалистов. Питерский андерграунд 1970х -80х..."

Существуют ли систематические работы/исследования на русском/английском языках, обобщающие и анализирующие эти интеллектуальные движения? Поделитесь авторами и названиями, если возможно.Спасибо.

Reply

mikhail_epstein November 16 2011, 16:17:04 UTC
Обобщающих про все - не знаю. А по раздельности - можно собрать целую библиотеку. Например, в Вологде, изд. Германа Титова, выходит многотомное издание по истории московского концептуализма.

Reply


Leave a comment

Up