Почему танатос торжествует над эросом?
В этом семестре читаю аспирантам курс "Михаил Бахтин и его круги". Перечитывая его книгу о Ф. Рабле и карнавально-гротескной концепции тела, наткнулся на цитату из Мишеля Монтеня: "В чем повинен перед людьми половой акт - столь существенный, столь насущный и столь оправданный, - что все, как один, не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьезной и благопристойной беседе? Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, - но это запретное слово застревает у нас на зубах" ("Опыты", кн. 3, гл. 5).
И вспомнилось кое-что о нынешнем президенте Дж. Буше, тем более что срок его правления подходит к концу и пришла пора подводить итоги. Это случилось через три месяца после вторжения в Ирак, на пике славы и могущества американского президента после "победоносной" войны и "выполненной" миссии. Во время визита в африканскую страну Ботсвану 11 июля 2003 президент Буш с семьей посетил заповедник, где была заготовлена его встреча с тотемическими собратьями - слонами (эмблема республиканской партии). Но слоны, увы, испортили политически интересную фотосъемку, поскольку как раз при приближении Буша слон Шака игриво взобрался на слониху Танди.
Тогда Буш, как чуть ли не с умилением передавали корреспонденты, в смущении надвинул козырек бейсболки на глаза, чтобы избавить себя от наблюдения неприличной сцены.
Мне кажется, что-то не в порядке с нашей цивилизацией, если ее лидер стыдится наблюдать любовные игры слонов - и ничуть не стыдится наблюдать и даже режиссировать сцены насилия и убийства. Более того, как "демократ", "патриот", "гуманист", "освободитель Ирака", - гордится количеством убитых перед своим народом и человечеством. Не стоит обвинять Буша в личном лицемерии - он просто ведет себя в соответствии с моральным и юридическим кодексом современной цивилизации и тем самым выпячивает ее абсурд. Тихого несчастного сластолюбца сажают в тюрьму только за то, что он рассматривал в интернете снимки детей, а генерала, по приказу которого гибнут или становятся инвалидами сотни и тысячи детей, украшают орденами и чествуют как героя демократии.
Ирак. Похороны детей, убитых "коалицией".
И здесь нас опять и опять настигает вопрос Монтеня. Почему семя неприличнее, чем кровь? Почему наслаждение порочнее, чем насилие? Почему совокупление, даже у животных, созерцать стыдно, а убийство, даже детей, совершать не стыдно? Почему радость, доставляемая себе, возмутительнее, чем страдание, причиняемое другому? Почему об автомате Калашникова или о ядерной бомбе говорить приличнее, чем о пенисе и вагине? Почему зачинать себе подобных греховнее, чем совершенствовать орудия их убийства? Oтчего наша цивилизация так враждебна самой себе? Почему истреблению людей она способствует охотнее, чем их размножению?