В Миссури я посетил мемориал Уинстона Черчилля в городке Фултон, в том самом Вестминстерском колледже, где он произнес свою знаменитую речь "Мышцы мира", о железном занавесе, опустившемся над Европой. Произнес ее 5 марта 1946 года, ровно за 7 лет до смерти Сталина, воздвигшего этот железный занавес, который позднее стал бетонной стеной. То, что я дальше расскажу - больше покажу, - не прямо и не сразу относится к Черчиллю, но все-таки для меня это был путь именно к нему, о чем скажу в конце.
Повез меня в Фултон мой очень давний друг, профессор миссурийского университета Геннадий Александрович Барабтарло, великолепный набоковед и переводчик "Пнина" и "Лауры".
Вроде бы очень похожи. На самом деле - полная противоположность: слева футуризм, справа пассеизм. Я ввожу неологизмы, Геннадий пишет по правилам дореволюционой орфографии, с ятями и ерами. Но если еще на самомделее, все-таки похожи.
Прекрасный ботанический сад в г. Колумбия, а в нем - садик для слепых. Не только названия растений повторены азбукой Брайля, но и высажены здесь такие растения, листья которых пахнут, их можно - и нужно - перетирать пальцами и нюхать.
Вид этот растений не более прекрасен, чем перечень их имен, который может вызвать зависть любого поэта. Лимонная герань, лимонный тмин, ананасовый шалфей, трехцветный шалфей, пестрый базилик, спаржевый папоротник, лимонная роза, мятная герань, тмин, розмарин, лаванда, лакрица... Между прочим, содержится этот огромный сад (садик для слепых -лишь одна его сотая или тысячная) частной страховой компанией, и название его звучит прозаично: "Сад страховой компании "Приют"" (Shelter Insurance Gardens).
Я еще издали заметил эту пару, такую красивую и гармоничную, а встретившись в садике, трудно было не разговориться. Ему 90, ей 89. У них легкая, упругая походка. Он, менеджер какой-то промышленной компании, вышел на пенсию в 55 лет и вот уже 35 лет наслаждается беззаботной жизнью. Правда, в последние 3-4 года потерял чувства вкуса и запаха, но жена ему все объясняет.
Вестминстерский колледж в Фултоне. Церковь 12-го века, под которой разместился мемориал Черчилля.
Молодой Черчилль и его жена, красавица и верная помощница.
Мешки военного времени для тушения пожаров. Главная мудрость Черчилля: никогда не сдаваться (Never Give In)
Ровно через год после падения Берлинской стены (9 ноября 1989 г.) ее фрагменты перенесли и поставили рядом с Мемориалом. Внучка Черчилля, художница, вырезала в ней фигуры мужчины и женщины, которые символически пробивают брешь в железном занавесе. На этой фотографии - вид стены из Восточного Берлина: суровый, неподкупный бетон.
А так выглядела стена со стороны Западного Берлина: вся в красках, размалевана всеми желающими.
Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Но стена между ними - одна.
И мы ее чувствовали, да и продолжаем чувствовать, всеми своими ребрами: она проходит через нас. Ребро стены.
После всего великого и чинного хочется подурачиться, чему мы с Геннадием и предались у ног великого человека. Геннадий недавно сломал ногу, так что он не притворяется.
Победа имеет смысл только если это победа Свободы.