На берегах Соляриса и Атлантики

Apr 21, 2010 13:34

На днях я летал в Южную Каролину, где проводил импровизации со школьными учителями (по приглашению местного университета и его педагогического факультета). Сессии продолжались три дня и - впервые в моей жизни - были перепробованы все варианты этой деятельности. Вообще-то коллективным импровизациям, как особому искусству и методу творческого общения ( Read more... )

creativity, communication, improvisation

Leave a comment

mikhail_epstein April 21 2010, 22:45:48 UTC
Все началось с неудовлетворенности опытом нетворческого общения творческих людей. Москва, 1982. Mне посчастливилось иметь среди своих друзей представителей различных интеллектуальных и творческих профессий: художник, социолог, физик, математик, поэт, филолог… Обычно мы встречались на днях рождения друг у друга и на иных подобных празднествах. Общение в этих компаниях не так интеллектуально удовлетворяло нас, как индивидуальные беседы, которые концентрировались на творческих аспектах работы каждого из собеседников. Сидя за праздничным столом, мы обсуждали политические вопросы, обменивались анекдотами, острили по поводу обыденных происшествий и демонстрировали свое ироническое отношение к советской жизни. Это было нечто вроде коллективной психотерапии, но я подозреваю, что каждый из нас был разочарован банальностью беседы, в которой нам почти нечего было сказать.

Этот парадокс меня озадачил: те же самые люди, которые были блистательны в своем индивидуальном творчестве и в беседах один на один, оказывались гораздо менее интересными и даже скучноватыми, общаясь в компании. Я воображал, что, пригласив художника А, писателя Б, критика В и физика Г и представив их друг другу, я стану свидетелем пиршества богов, каковыми они казались в своих мастерских, лабораториях и журналах. Однако, собравшись вместе, они теряли свой блеск; единственное, что выдавало их личную незаурядность, было то, что все они чувствовали себя немного не в своей тарелке из-за атмосферы посредственности, навязанной им общепринятым форматом застольного общения. Простое правило умножения - четыре талантливых человека и, следовательно, шестнадцать возможных способов вдохновенной беседы - в данном случае не срабатывало. Вместо этого происходило деление: в компании четырех талантливых людей каждый из них становился четвертью - если не меньше - самого себя.

Здесь мы столкнулись с проблемой амбивалентных отношений между творчеством и общением, между "вертикальной" и "горизонтальной" осями символической человеческой деятельности. Творчество вырастает из уникальности данного индивида, в то время как в коллективе наибольший успех, как правило, достается тем, кому лучше всех удается быть "средним", "типовым", всяким и никаким. Как же решить эту проблему? Есть ли какой-нибудь способ совместить эти ценности творчества и общения так, чтобы присутствие других людей, вместо того, чтобы парализовать творческие способности каждого, наоборот, стимулировало и мобилизовало бы их, порождая новые виды творчества?

В попытках найти ответы на эти вопросы и родилась идея коллективной импровизации. Очень рекомендую такие опыты творчества-через-общение всем, кому обычный способ свободного времяпрепровождения с друзьями, знакомыми, коллегами (обмен новостями, слухами, разговор обо всем и ни о чем) не приносит удовлетворения.

Reply

soulga April 22 2010, 19:27:29 UTC
Есть предположение, что секрет - в целеполагании (пардон за каламбур). Когда люди собираются ДЛЯ ЧЕГО-ТО, получается гораздо интересней, чем если они собираются ПРОСТО ТАК или оказываются вместе СЛУЧАЙНО.
Но если уже сложилась привычка собираться ПРОСТО ТАК, то как внедрить цель в такое сообщество?

Reply

mikhail_epstein April 23 2010, 01:00:02 UTC
Приветствую, Ольга! Если люди счастливы, собираясь "просто так", то цель им не нужна. Если же "такость" им обрыдла и что-то их тянет, гложет, сосет, то можно положить перед ними по листку бумаги и предложить написать на общую тему по их выбору. Письмо мгновенно превращает таковиков в целевиков.

Reply


Leave a comment

Up