На днях я летал в Южную Каролину, где проводил импровизации со школьными учителями (по приглашению местного университета и его педагогического факультета). Сессии продолжались три дня и - впервые в моей жизни - были перепробованы все варианты этой деятельности. Вообще-то коллективным импровизациям, как особому искусству и методу творческого общения
(
Read more... )
Этот парадокс меня озадачил: те же самые люди, которые были блистательны в своем индивидуальном творчестве и в беседах один на один, оказывались гораздо менее интересными и даже скучноватыми, общаясь в компании. Я воображал, что, пригласив художника А, писателя Б, критика В и физика Г и представив их друг другу, я стану свидетелем пиршества богов, каковыми они казались в своих мастерских, лабораториях и журналах. Однако, собравшись вместе, они теряли свой блеск; единственное, что выдавало их личную незаурядность, было то, что все они чувствовали себя немного не в своей тарелке из-за атмосферы посредственности, навязанной им общепринятым форматом застольного общения. Простое правило умножения - четыре талантливых человека и, следовательно, шестнадцать возможных способов вдохновенной беседы - в данном случае не срабатывало. Вместо этого происходило деление: в компании четырех талантливых людей каждый из них становился четвертью - если не меньше - самого себя.
Здесь мы столкнулись с проблемой амбивалентных отношений между творчеством и общением, между "вертикальной" и "горизонтальной" осями символической человеческой деятельности. Творчество вырастает из уникальности данного индивида, в то время как в коллективе наибольший успех, как правило, достается тем, кому лучше всех удается быть "средним", "типовым", всяким и никаким. Как же решить эту проблему? Есть ли какой-нибудь способ совместить эти ценности творчества и общения так, чтобы присутствие других людей, вместо того, чтобы парализовать творческие способности каждого, наоборот, стимулировало и мобилизовало бы их, порождая новые виды творчества?
В попытках найти ответы на эти вопросы и родилась идея коллективной импровизации. Очень рекомендую такие опыты творчества-через-общение всем, кому обычный способ свободного времяпрепровождения с друзьями, знакомыми, коллегами (обмен новостями, слухами, разговор обо всем и ни о чем) не приносит удовлетворения.
Reply
Но если уже сложилась привычка собираться ПРОСТО ТАК, то как внедрить цель в такое сообщество?
Reply
Reply
Leave a comment