Ониофобия

Feb 25, 2009 10:01

ониофОбия (oniophobia, от греческих onios - для продажи, phobia -страх) - нелюбовь к покупкам, к посещению магазинов и к выбору товаров, к очередям и толкотне у прилавков, ко всему комплексу действий, связанных с ролью покупателя. Вариант, лингвистически менее приемлемый, но более разговорный: шопофобия (shopophobia). Ониофоб, или шопофоб, с неохотой посещает магазины, рынки и другие торговые точки. Процесс приобретения товара психологически труден для него, поскольку отвлекает от более важных занятий или требует недостающих ему аналитических и волевых качеств: сопоставления качеств и цен, выбора одного товара среди многих похожих и т.п.

Ониофобия может сочетаться с интровертным характером, социофобией, замкнутостью, застенчивостью, привычкой к одиночеству, разными формами и степенями аутизма. Она может быть присуща людям высокоодаренным и сосредоточенным на творческой работе. Ониофобия, как и ониомания, может быть избирательной. Некоторые ониофобы терпеть не могут магазины одежды, но терпимо относятся к продуктовым, или наоборот. Человек может страдать ониоманией по отношению к книгам или музыкальным дискам и ониофобией в отношении всех других видов товаров.

Ониофобия может быть спорадической, ситуативной. Например, она может возникать в период интенсивных романтических отношений или в связи с углублением в профессиональные занятия, участием в конкурсах, спортивных состязаниях и т.д.

Статистическое соотношение ониомании и ониофобии в обществе меняется в зависимости от социально-экономических обстоятельств. В периоды подъема, растущего рынка ониомания начинает разрастаться среди населения, тогда как экономический кризис и спад способствуют развитию ониофобии как "антикризисной" психологической установки.

Антоним: ониомания (от греческих onios - для продажи, mania - безумие) - непреодолимое желание приобретать товары, посещать магазины, безотносительно к практической целесообразности покупок.

***

Чтобы пояснить сложность и многогранность этого явления, приведу в пример себя.

В целом меня можно отнести к ониофобам. Я не люблю магазинов одежды, обуви, мебели, автомобилей, ювелирных изделий, спортивных товаров, электроники, всяких роскошных бутиков с товарами от второй до сотой необходимости. Мне тошнотворно скучно и возникает чувство непоправимой потери времени. Я сострадаю работникам касс и прилавков, которые целые дни под легкую музычку проводят в этом аду, где от всеприсутствия товаров задыхается все живое. Если я случайно или по минутной слабости туда попадаю (всегда по своей вине), то почти сразу же начинаю искать выход. Единственное исключение: из всего ассортимента одежды я почему-то неравнодушен к свитерам.

В одном отношении я, наоборот, ониоман. Я могу часы и даже дни проводить в книжных магазинах, перелистывая, разглядывая, лихорадочно прочитывая. В магазинной спешке я читаю больше и быстрее, чем дома, где книги всегда при мне и могут подождать.

Во всем остальном я не ониоман и не ониофоб, а умеренный. Продуктовые магазины и рынки вызывают у меня определенный интерес, как и - во время путешествий - магазины подарков, сувениров, всякой экзотики. Чужестранные рынки тоже входят для меня в набор достопримечательностей.

Я с симпатией отношусь к магазинам канцелярских товаров (OfficeDepot, OfficeMax, Staples), где среди всякой всячины меня особенно интересуют записные книжки/блокноты и сумки/портфели. При этом к ручкам и другим орудиям письма я совершенно равнодушен, могу писать хоть огрызком карандаша. А вот блокнот должен быть удобным, изящным, поскольку он вмещает результат письма. Я ищу блокноты себе по карману (в буквальном смысле), чтобы они всегда были при мне, как средства быстрого реагирования. Сумка тоже должна быть удобной, легкой, вместительной, поскольку это, так сказать, мегаблокнот. Всякие записывающие, снимающие, воспроизводящие устройства, диктофоны, фотоаппараты, а также компьютерные приспособления, мышки, клавиатуры и прочие прогрессивные вещицы тоже входят в круг моих рассеянных покупательских интересов. Более всего - флэшдрайвы и бэкапы, т.е. по сути электронные блокноты, средства хранения и передачи информации.

Хобби и эксцентричности, пожалуй, немногочисленны. Когда-то я любил закупать сразу несколько дешевых наручных часов, потому что они у меня часто останавливались и я боялся остаться без времени. С детства люблю игрушечные калейдоскопы и время от времени покупаю, хотя их коллекция у меня так и не сложилась (как, впрочем, и никакая другая, кроме книг).

Последнее по порядку, но не по значению: компьютеры. Их я выискиваю и облюбовываю в основном не в магазинах, а по компьютерам же ("онлайновая ониомания"). У меня восемь компьютеров, 4 десктопа и 4 лэптопа (все Маки, кроме одного), но я не считаю, что купаюсь в роскоши. 2 настольных в офисе, 2 дома. И там и здесь стоят рядышком новые iMac'и и старые PowerMac'и, прослужившие мне почти 10 лет (я не могу без них обойтись, потому что многие файлы у меня в старых программах, которые на новые компы не переносятся). Лапики: один старый, для тех же целей, один новый MacBook, третий, MacBookAir, мое последнее приобретение: тончайший и легчайший, как папочка, для путешествий. Избыточен только один лапик, маленький Эйсер, который я полгода назад купил для путешествий. Опрометчивая покупка: экранчик маловат для моего зрения. mso-ansi-language:RU">

Ониопрофиль (все, что выше 75 - ониомания, все, что ниже 25 - ониофобия):

книги 100
компьютеры 75
блокноты 70
портфели/сумки 70
продукты 40
электроника (фотоаппраты, диктофоны и т.п.) 30
одежда 20
автомобили 10
спортивное 8 (рюкзаки)
мебель 5
ювелирное 2

Вот мой ониопортрет, из которого проницательный читатель, боюсь, может сделать слишком много заключений о его авторе и герое.

Если у вас есть какие-то ониофобии, самое место поделиться. И время!

types, purchase, shopaholic, psychology, economics, crisis, oniomania, society, humans

Previous post Next post
Up