Есть ли какие-то определенные векторы в развитии человечества? На этот вопрос существует много ответов: демографический рост, экономический прогресс, повышение производительности труда и рост общественного богатства, распространение свободного рынка, ускоренное производство информации, глобализация... Однако есть еще один вектор, обычно не упоминаемый в этом ряду: усиление поэтического - поэтизация космоса, жизни, общества, техники и самого человека. Это представление о прогрессе как поэзисе (от греческого "поэзис", ποίησις, что буквально означает "творчество"), на первый взгляд, противоречит ранее обозначенным тенденциям. Разве экономический, технический, информационный прогресс не ведет к ослаблению поэтического начала, которое отступает все дальше в золотой век мифов, сказок, легенд?
Считается, что поэтическое мировосприятие господствовало лишь на ранних ступенях цивилизации, а впоследствии его вытеснили наука, техника, трезвый, рационалистический склад ума, который предпочитает знать и исследовать, а не грезить. Эта "депоэтизация", казалось бы, проходит через всю историю человечества и особенно усиливается в промышленный век. Скорбный итог подводит Е. Баратынский : "Век шествует путём своим железным; / В сердцах корысть, и общая мечта
/Час от часу насущным и полезным
/Отчётливей, бесстыдней занята. /Исчезнули при свете просвещенья /Поэзии ребяческие сны, /И не о ней хлопочут поколенья, /Промышленным заботам преданы. ("Последний поэт", 1835)
О том же, но уже на языке экономической науки, писал К. Маркс в Предисловии к "К критике политической экономии" (1858-1859): "…Возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или вообще "Илиада" наряду с печатным станком и типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания и песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии с появлением печатного станка?"
На самом деле, вопреки мнению о бездушном техницизме и прагматизме XXI века, он обещает стать веком поэзии - в гораздо более широком смысле, чем мы склонны это представлять. Поэзия никуда не уходит из жизни человечества, она возрождается в самых крупных масштабах на уровне мегатрендов цивилизации.
Поэтическое в технике
"Значение техники установимо только исходя из души", - утверждал О. Шпенглер
[1]. Все чудеса техники - это по сути метафоры душевных потребностей: стремление к скорости, полету, парению, взаимопроникновению душ... Вот самое наглядное: дом - метафора тела; очки и микроскоп - метафора глаз; компьютер - метафора мозга, обрабатывающего информацию.
Величайший акт поэзии, как она описана в Библии, - сотворение человека "по образу и подобию" Бога, что прямо указывают на поэтическую природу человека как метафоры. Человек не тождествен Богу, но, как метафора, обладает некоторыми Его признаками: способностью мышления, творчества, именования вещей, свободой воли. Именно как к метафоре и следует относиться к человеку, т.е. воспринимать его поэтически. А затем по своему образу и подобию человек пересоздает окружающий мир. Это и есть цивилизация. Орудия труда, технические изобретения, научные открытия, произведения искусства - все это способ творить мир по образу и подобию человека, как сам он сотворен по образу и подобию Творца.
Собственно, вся техническая цивилизация - это множественность образов человека, его ликов и перевоплощений. Информационные технологии - это образ воспринимающего и мыслящего человека, способного раздвигать на огромные расстояния область видимого, слышимого, понимаемого. Коммуникативные технологии - это образ языка, способность человека выражать себя и общаться с другими. Транспортные технологии - это образ человека в движении, гиперболическое усиление его способности бегать, прыгать, плавать. Производственные технологии - образ человека, создающего орудия труда и предметы потребления. Цивилизации - это многогранный образ самого человека, который постепенно приобретает независимость от своего создателя.
Техника не менее метафорична и символична, чем поэзия, но воплощает эту энергию созидания не в словах, а в поэтически преображенной материи, где каждый элемент "играет" с природой, преодолевает силу тяжести, дальность расстояний, ограниченность телесных возможностей. Технопоэйя, воплощенная в авиации, ракетостроении, электронике, интернете, новейших средствах связи, позволяет прозревать незримое, слышать неслышимое, говорить на многих языках, нести слово от человеческих уст в космическую даль. Подобно пушкинскому "шестикрылому серафиму", она распахивает для человеческого восприятия просторы земли и неба.
Самолеты, поезда, ракеты, телефоны, компьютеры - все это поэтические объекты за гранью слов, воистину физика поэзии, ее технические и социальные тела. Технопоэйя позволяет взглянуть на всю историю техники как на сращение поэтичности с утилитарностью. Например, полезная функция рычага несомненна, а его поэтичность состоит в том, что он, как явствует из применяемой к нему терминологии, представляет собой метафору плеча и руки, их гиперболу (усиление, удлинение). "Уже окунувшийся /В масло по локоть /Рычаг начинает /Акать и окать..." (Э. Багрицкий, "Весна"). То же самое можно сказать практически о любых технических устройствах. Не случайно народная фантазия опережала многие технические изобретения, заведомо наделяя их поэтическим смыслом, например, "ковер-самолет", "скатерть-самобранка", "шапка-невидимка" Так, телефон - это метафора слуха и метонимия уха, т.е. переносит на аппарат признаки слушающего устройства по смежности.
В 2018 г. компания Илона Маска SpaceX запустила ракету Falcon Heavy, которая доставила находящийся внутри нее красный автомобиль Tesla Roadster на солнечную орбиту. В его стереосистеме звучит песня Дэвида Боуи «Space Oddity» («Странный случай в космосе»).
Многоцелевая ракета способна поднимать вдвое более тяжелый груз и при этом ее стоимость в три раза меньше, чем у предыдущей самой мощной ракеты - грандиозно! Но почему в нее помещен автомобиль? Это какая-то новая поэтика, именно поэтика, поскольку весомой пользы от этого пока еще нет. Но этот наземный транспорт внутри космического - символ новой готовности человечества: не просто достигать другие планеты, но и передвигаться по ним, т.е. практически их осваивать. Из прилунившейся или примарсившейся ракеты выкатывается машина - и пожалуйста, путь открыт. Это как если бы на ковер-самолет были заботливо уложены и семимильные сапоги, и скатерть-самобранка - весь набор космического туриста для путешествия на разных скоростях и в разных средах. Архетип, новой эры. Красный автомобиль готов покорять иные планеты под звуки «Космической странности». Только такое вдохновение, которое не вмещается в рамки практической пользы, и может давать осязаемые результаты, и вся работа Илона Маска - потрясающее единство расчета и вдохновения!
Поэтическое в природе и ее преобразование
Одна из форм поэтического - биопоэйя, совокупность биотехнологий, преобразующих живой мир и самого человека: от создания новых разновидностей организмов до трехмерной печати органов и их модификаций. Вообще жизнь несет в себе многие свойства поэзии. Не случайно одна из самых влиятельных научных теорий жизни называется "автопоэзис": так биологи У. Матурана и Ф. Варела охарактеризовали самопостроение, самовоспроизводство живых существ. Общее между жизнью и поэзией - язык, генетический и вербальный. Знаковые процессы идут на всех уровнях организации живого, от клеток до организмов и экосистем. Причем в генетическом языке, как показывают исследования по биосемиотике, есть своя синонимия, омонимия и метафорика, т.е. приемы построения поэтических образов.
Гибридизация - один из нагляднейших метафорических процессов в природе, когда генетический материал разных биологических видов объединяется в одной клетке. Отсюда и естественная генная инженерия, так называемый горизонтальный перенос, когда с помощью особых вирусов переносятся гены между весьма отдаленными видами, даже между растениями и животными, - так порождаются новые виды. На основе этих переносов в ходе искусственной селекции создаются новые сорта культурных растений, - это, в сущности, живые, растущие метафоры, поскольку одни растения приобретают свойства других. Чего стоят одни только поэтические названия сортов, выведенных американским селекционером Лютером Бёрбанком: айва с запахом ананаса, георгины с запахом магнолии, голубой мак, душистый георгин, ежемалина (гибрид ежевики и малины)...
Поэтическое в науке
Можно говорить еще об одной форме поэтического, о ноопоэйе (греч. νόος, noos - разум) - поэтичности самого разума, каким он выступает в новейшей науке. Чем выше уровень развития науки и техники, тем глубже их поэтичность. А. Эйнштейн полагал, что "в научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса"
[2].
Вспомним пастернаковское «Определение поэзии»: Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок.
Что общего во всех этих явлениях? Они являют собой предельное напряжение физических сил: круто налившийся свист, щелканье сдавленных льдинок... Это спресованность бытия, такое его сжатие, что разные его составляющие вдавливаются друг в друга. Поэтическое - это соприсущность всех явлений мироздания, их взаимоподобие, перевоплощение из образа в образ. Kаждоe явлениe - образ других явлений, их отражение, отголосок.
В физике известно такое явление, как квантовая запутанность (entanglement). Элементарные объекты, например, фотоны, кванты света, могут быть разнесены в пространстве за пределы любых известных взаимодействий, но при этом их характеристики взаимозависимы, так что измерение параметра одной частицы приводит к мгновенному (выше скорости света) изменению состояния другой, даже если они находятся на разных краях расширяющейся вселенной. А. Эйнштейн настаивал на строгой причинности и локальности физических явлений и в 1947 году в письме Максу Борну назвал подобную связь между запутанными частицами «жутким, как привидение, дальнодействием» (spooky action at a distance). Вот поэзия и есть такое «жуткое дальнодействие», или «сопряжение далековатых идей», по мысли Юрия Тынянова, которая часто приписывается М.В. Ломоносову.
Современная физика подтверждает, в том числе экспериментально, этот принцип нелокальности. Квантовые системы взаимодействуют, обмениваются свойствами - не в пространстве и времени, а по каким-то неизвестным, «магическим» каналам. Отсюда и вышеупомянутый феномен квантовой телепортации, когда квантовое состояние некоторого физического объекта передается на «спутанный» или «зацепленный» объект в другой области мироздания. Поэзия - это и есть телепортация образов в масштабе вселенной. Поэтическое - это запутанность в квантовом смысле, но только не микромира, а макромира, открытого человескому ощущению, видению, осязанию.
Наука и техника - это выражение поэтической потребности человека рассматривать мироздание в единстве и видеть всё отраженным во всём. Без этого поэтического импульса, глубинно присущего человеку, не было бы и гигантских успехов науки и техники и человек оставался бы узко-функциональным, материально ориентированным существом, создающем орудия труда лишь утилитарно - для добывания пищи и защиты от стихий.
Метафора "человек - Бог" всегда была осевой для цивилизации. Но в наше время к ней прибавился ряд других фундаментальных метафор: Вселенная - компьютер, планета - живой организм, компьютер - мозг, интернет - нервная система, вирусы инфекционные - и компьютерные, гены - язык, жизнь - процесс письма… Оттого, что смысл этих метафор подтверждается наукой или реализуется техникой, они не становятся менее поэтичными. Так поэзия входит в состав научного мировоззрения и становится движущей силой новых открытий.
Поэзия, какой она предстает в древних мифах, - это не просто лучшие слова в лучшем порядке, это сила, равнозначная заклинанию и молитве, властвующая над природой. Орфей своим пеньем мог передвигать деревья и скалы, приручать диких животных, повелевать стихиями.
Когда Вяйнемёйнен в "Калевале" запел вещую руну, всколыхнулись озера, задрожали и осыпались горы.
Эта власть поэзии не ушла в далекое прошлое, не осталась всего лишь красивой легендой. Сегодня, на наших глазах, поэзия продолжает преображать мир, причем более могущественно и всесторонне, чем когда-либо раньше. Физика, биология, энергетика, информатика приходят на службу поэзии, которая определяет смысл прогресса-поэзиса высшей целью, ранее достижимой только в слове: творить мироздание как поэтическую композицию, где все отражается во всем. Поэзия выходит далеко за пределы словесной ворожбы, - это горизонт всех прошлых и будущих достижений цивилизации. Как двигатель самых мощных трансформаций, поэзия вооружается энергией науки и техники, чтобы так же магически преображать мир, как это раньше удавалось только в песнопениях.
См. М. Эпштейн.
Поэзия и сверхпоэзия.
[1] http:/philosophy.mitht.ru/spengler.htm
[2] http:/www.orator.ru/einstein.html