Друзья, книга "
Будущее гуманитарных наук", в серии ЛекцииПРО изд. Рипол классик, вышла электронным изданием в Литрес, где ее можно скачать.
Приятно, что уже третий месяц она держится по читательскому интересу на одном из первых мест среди книг по философии. Приведу маленький отрывок из заключительной лекции и оглавление.
Во время Американской революции Джон Адамс, впоследствии ставший вторым президентом США, так представлял послереволюционное будущее:
«Я должен изучать политику и военное дело, чтобы у наших детей была свобода изучать математику и философию. Наши дети должны изучать математику, философию, географию, естественную историю, кораблестроение, навигацию, коммерцию и сельское хозяйство, чтобы у их детей было право изучать живопись, поэзию, музыку, архитектуру, скульптуру, гобелены и фарфор» .
Так меняются познавательные приоритеты поколений: гуманитарные науки оказываются вершиной пирамиды. Это относится к развитию цивилизации в целом. За несколько последних веков естественные науки резко вырвались вперед и стали оказывать более мощное воздействие на цивилизацию, чем гуманитарные. Но роль гуманистики неизбежно будет возрастать, по мере того как мир культуры все больше охватывает мир природы, интегрирует его в себя. По мере очеловечивания природного мира возрастает и значимость гуманистики, которая распространяется также на мир науки и техники, создаваемый человеком. Ведь и науки o природе не принадлежат самой природе, они созданы человеком, а следовательно, могут рассматриваться как предметы человековедения. Физика, химия, биология включаются в гуманитарное поле, поскольку, изучая природу, они раскрывают способности человека как познающего, мыслящего и творящего существа.
Гуманитарная составляющая техники, экономики, промышленности, средств коммуникации, международных отношений со временем будет возрастать. Брюс Нуссбаум, специалист по инновациям, так характеризует революцию в экономике, происходящую у нас на глазах:
«Известная нам Экономика Знаний затмевается чем-то новым - назовем ее Экономикой Творчества (Creativity Economy)... То, что раньше было главным для корпораций: цена, качество, цифровая аналитическая работа, ассоциируемая со знанием и с левым полушарием мозга, - поспешно передается низкооплачиваемым, хорошо тренированным китайцам, индийцам, венграм и чехам. Новый фокус профессиональной компетенции все больше перемещается в творчество, в область правого полушария, которое изобретательные компании всячески используют для своего максимального роста... Речь теперь уже не о математике и естественных науках, но о креативности, воображении и прежде всего об инновациях» .
В современной политической и бизнес-элите преобладают не математики, не физики, а именно люди с гуманитарным образованием: языки, культура, международные отношения, история, философия, психология… Чем дальше продвигаются различные области знания по своим специфическим траекториям, тем ближе они к гуманитарной проблематике. Такие ученые, как С. Хокинг или Р. Пенроуз, десятки других самых известных представителей физики, математики, биологии, медицины, по мере становления в своей профессии, переходят к гуманитарным вопросам - метафизическим, этическим, когнитивным, психологическим...
Лекция 1. Введение. Гуманистика и ее кризис . . . . . . . 5
Лекция 2. Гуманитарное изобретательство . . . . . . .17
Лекция 3. Призвание философии. Чувства и действия . 39
Лекция 4. Призвание философии. Ее отношение
к языку и технике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Лекция 5. Этика всеразличия. От золотого правила -
к алмазному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Лекция 6. Техногуманизм. Судьба человека
в технический век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Лекция 7. Транскультура. Жизнь на перекрестке культур 113
Лекция 8. Роль лингвистики в развитии языка . . . . . .134
Лекция 9. Творческая филология и электронные тексты 157
Лекция 10. Креаторика. Введение в теорию творчества . 178
Лекция 11. Новые дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Лекция 12. Заключение. Пути к новой гуманистике 222
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236