Кн. "Будущее гуманитарных наук" в Литресе

Sep 02, 2019 21:16



Друзья, книга "Будущее гуманитарных наук", в серии ЛекцииПРО изд. Рипол классик, вышла электронным изданием в Литрес, где ее можно скачать.




Приятно, что уже третий месяц она держится по читательскому интересу на одном из первых мест среди книг по философии. Приведу маленький отрывок из заключительной лекции и оглавление.

Во время Американской революции Джон Адамс, впоследствии ставший вторым президентом США, так представлял послереволюционное будущее:

«Я должен изучать политику и военное дело, чтобы у наших детей была свобода изучать математику и философию. Наши дети должны изучать математику, философию, географию, естественную историю, кораблестроение, навигацию, коммерцию и сельское хозяйство, чтобы у их детей было право изучать живопись, поэзию, музыку, архитектуру, скульптуру, гобелены и фарфор» .

Так меняются познавательные приоритеты поколений: гуманитарные науки оказываются вершиной пирамиды. Это относится к развитию цивилизации в целом. За несколько последних веков естественные науки резко вырвались вперед и стали оказывать более мощное воздействие на цивилизацию, чем гуманитарные. Но роль гуманистики неизбежно будет возрастать, по мере того как мир культуры все больше охватывает мир природы, интегрирует его в себя. По мере очеловечивания природного мира возрастает и значимость гуманистики, которая распространяется также на мир науки и техники, создаваемый человеком. Ведь и науки o природе не принадлежат самой природе, они созданы человеком, а следовательно, могут рассматриваться как предметы человековедения. Физика, химия, биология включаются в гуманитарное поле, поскольку, изучая природу, они раскрывают способности человека как познающего, мыслящего и творящего существа.

Гуманитарная составляющая техники, экономики, промышленности, средств коммуникации, международных отношений со временем будет возрастать. Брюс Нуссбаум, специалист по инновациям, так характеризует революцию в экономике, происходящую у нас на глазах:

«Известная нам Экономика Знаний затмевается чем-то новым - назовем ее Экономикой Творчества (Creativity Economy)... То, что раньше было главным для корпораций: цена, качество, цифровая аналитическая работа, ассоциируемая со знанием и с левым полушарием мозга, - поспешно передается низкооплачиваемым, хорошо тренированным китайцам, индийцам, венграм и чехам. Новый фокус профессиональной компетенции все больше перемещается в творчество, в область правого полушария, которое изобретательные компании всячески используют для своего максимального роста... Речь теперь уже не о математике и естественных науках, но о креативности, воображении и прежде всего об инновациях» .

В современной политической и бизнес-элите преобладают не математики, не физики, а именно люди с гуманитарным образованием: языки, культура, международные отношения, история, философия, психология… Чем дальше продвигаются различные области знания по своим специфическим траекториям, тем ближе они к гуманитарной проблематике. Такие ученые, как С. Хокинг или Р. Пенроуз, десятки других самых известных представителей физики, математики, биологии, медицины, по мере становления в своей профессии, переходят к гуманитарным вопросам - метафизическим, этическим, когнитивным, психологическим...

Лекция 1. Введение. Гуманистика и ее кризис . . . . . . . 5

Лекция 2. Гуманитарное изобретательство . . . . . . .17

Лекция 3. Призвание философии. Чувства и действия . 39

Лекция 4. Призвание философии. Ее отношение

к языку и технике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Лекция 5. Этика всеразличия. От золотого правила -

к алмазному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Лекция 6. Техногуманизм. Судьба человека

в технический век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

Лекция 7. Транскультура. Жизнь на перекрестке культур 113

Лекция 8. Роль лингвистики в развитии языка . . . . . .134

Лекция 9. Творческая филология и электронные тексты 157

Лекция 10. Креаторика. Введение в теорию творчества . 178

Лекция 11. Новые дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . 199

Лекция 12. Заключение. Пути к новой гуманистике 222

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236

humanities, lectures, future, book

Previous post Next post
Up