Талант и его реализация. Четыре типа

Jan 16, 2009 23:24

Умберто Эко рассказывал о себе в цикле лекций "Признания молодого писателя". В молодости он, как все, писал стихи, но вскоре бросил, за что сам себя похвалил. "Есть хорошие поэты, которые сжигают свои стихи в 18 лет, и плохие, которые продолжают их писать до конца жизни".

В этой шутке есть доля истины. При равном даровании, точнее, отсутствии такового, лучший поэт тот, кто бросает писать стихи. Он сохраняет, по крайней мере, возможность быть поэтом на других поприщах: в прозе, философии, кулинарии, домашнем хозяйстве, воспитании детей,  тогда как у рифмоплета не остается ни поэтической возможности, ни актуальности.

Обратный случай: талантливые, даже гениальные люди вдруг резко обрывают свою стезю. Классический пример - Артур Рембо, который прожил, как и Пушкин, 37 лет, но прекратил писать стихи в 19, а оставшуюся жизнь посвятил африканским странствиям, торговле и поприщу "конквистадоров".

Здесь встает вопрос о разнообразии человеческих типов по признаку способностей и их осуществления. У некоторых  людей потенциальное и актуальное совпадают: способные действуют, а неспособные бездействуют.  Но столь же часто бывает и наоборот: способные бездействуют, а неспособные действуют. Условно людей можно разделить на четыре типа:

1. активно талантливые, много могущие и много делающие;

2. пассивно талантливые, много могущие и мало делающие;

3. активно бездарные, мало могущие и много делающие;

4. пассивно бездарные, мало могущие и мало делающие.

О первом и говорить нечего: победителей не судят. Но насколько второй тип, одаренно-бездеятельный, по-человечески симпатичнее третьего, бездарно-деятельного! У Достоевского сказано, что аристократ, идущий в народ, обаятелен. А вот плебей, ломящийся в высший свет, очень необаятелен. То же самое и с талантом, уходящим в безделье, - и, наоборот, с бездарностью, прущей на большое поприще. Что лучше: не делать того, что можешь, или делать то, чего не можешь? Оба хуже. Но первое все-таки человечнее: хоть действительность и не меняется, но дар остается. А действенная бездарность уродует саму действительность.

Из этого можно заключить, насколько потенциальное человечнее актуального. Самое человечное в человеке - его возможности, а не их осуществление. И для восприятия этих возможностей у нас есть органы, не менее чувствительные, чем глаза, уши и ноздри. Вера, надежда, любовь, воображение, догадка, предчувствие, интуиция...

Впрочем, каждый человек хоть в чем-то талантлив и  бездарен. Но различать между своими талантами и неталантами и, соответственно, действовать по талантам или бездействовать по отсутствию таковых, - это особый талант, может быть, самый важный из всех. А вот он, увы, не универсален.

human types, creativity, typology, talent, activity

Previous post Next post
Up