Мне часто задают этот вопрос. В самом деле, значительная часть моей работы, в том числе недавно вышедший "Проективный словарь гуманитарных наук", - это опыт создания новых слов как сгустков смысловой энергии.
Поскольку мышление осуществляется в языке, то всякая новая мысль требует новых способов выражения, а радикально новая мысль - новых терминов. Джонатон Китс, философ-экспериментатор и редактор ведущего англоязычного журнала по современным технологиям Wired, исследовал происхождение и эволюцию многих новых терминов: "кубит", "сингулярность", "твит", "копилефт" и др., - появление которых стимулировало ряд технологических и социальных тенденций. Китс пришел к выводу о "замечательном симбиозе научных и лексических инноваций, их мощной коэволюции. Идеи вдохновляют слова, которые в свою очередь формируют идеи, и так ad infinitum. Язык - наша первая, возможно, самая действенная технология, которая развивается вместе с человечеством как видом и способствует всем другим технологических достижениям, от сельского хозяйства до Интернета. <...>Учитывая, что язык может повлиять на мысль, можно наблюдать воздействие слов на науку и технологию".
Мыслить - значит заново создавать язык, "поперечный" житейскому, критически очищенный от тривиальных значений, клише, автоматизмов сознания. "Идея" Платона, "вещь-в-себе" Канта, "диалектика" и "снятие" Гегеля, "позитивизм" О. Конта, "сверхчеловек" Ницше, "интенциональность" и "эпохе" Э. Гуссерля, "ноосфера" В. Вернадского и Т. де Шардена, "остранение" В. Шкловского, "здесь-бытие" и "временение" М. Хайдеггера, "экзистенциализм" Г. Марселя и Ж. П. Сартра, "различание" (différance) и "деконструкция" Ж. Деррида - именно в таких словах-понятиях воплощаются новые для своего времени системы мышления.
Теперь как никогда свежо звучит призыв Ф. Ницше: "Философы догадываются только напоследок, что они не могут уже больше пользоваться готовыми понятиями, не могут только очищать и выяснять их, но должны сначала с о з д а т ь, с о т в о р и т ь их, установить их и убедить в них" . Вопреки расхожему представлению о том, что создание новых слов - дело поэтов и писателей, философская и вообще гуманитарная мысль еще действеннее участвует в этом процессе. Неологизм - итог движения мысли, которая проходит через множество ступеней доказательства - чтобы в конце концов найти воплощение в единственном слове, которое, быть может, ее увековечит.
В философии ХХ в., особенно его второй половины, преобладала лингво-аналитическая ориентация, характерная для европейского структурализма и постструктурализма и для англо-американской аналитической традиции. Данная тенденция сохраняется и сейчас, но внутри нее происходит новый поворот: от анализа к синтезу языка, к системному построению новых понятий и терминов. Это обещает придать гуманистике ХХI в. более творческий характер. Тенденция к синтезу видна в методологических работах Т. Куна, П. Фейерабенда, Ж. Деррида, которые устанавливают приоритет конструктивного мышления даже в естественных науках - и тем более в гуманитарных, где призванием ученого становится создание новых идей и способов их выражения.
Труды Ж. Делеза и Ф. Гваттари направлены именно на масштабное обновление философского языка: "...Философия - дисциплина, состоящая в творчестве концептов... <...> Собственно, науки, искусства и философии имеют равно творческий характер, просто одна лишь философия способна творить концепты в строгом смысле слова. Концепты не ждут нас уже готовыми, наподобие небесных тел... Их должно изобретать, изготавливать или, скорее, творить... Чего стоит философ, если о нем можно сказать: он не создал ни одного концепта, он не создал сам своих концептов?"
Надеюсь, что "Проективный словарь" по-своему выражает этот порыв философии к творчеству и может дать импульс новым движениям общественной мысли.
http://www.nlobooks.ru/node/8002http://www.labirint.ru/books/576557/https://www.ozon.ru/context/detail/id/140071929/Электронные версии:
https://www.amazon.com/dp/B06Y6933V5/ref=sr_1_1?shttps://play.google.com/store/books/details?id=kBmmDgAAQBAJ