Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали

May 21, 2015 22:58


Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г.  На ней - распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е.  глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя.[1]  Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 - 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.



По его мотивам Дали и создал свое огромное  полотно (200 см x 116 см).



Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, - в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым,  однако  руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста. Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением,  крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится  совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба,  земли и воды. В самом низу картины - озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над  этой картиной из прошлого - облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем - и над ним. Мы не видим лица - оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху - как бы глазами самого Иисуса.

На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две  сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную - Вознесения.  И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними. После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница)  он на виду у апостолов возносится на небо:

"...'Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли'. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деяния апостолов, 1:8-9).

Картина С. Дали - это образ Иисуса не только "до края земли", но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение -хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела:  сам Крест возносит Иисуса.

В Апокалипсисе ангел клянется "Живущим во веки веков - Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!"(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6).  Эта апокалиптическая точка зрения  и передана у С. Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время.  Сорок дней - это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.

[1] Практически на всех иконах и в классической живописи - Г. Мемлинг, А. де Мессина, Я. Тинторетто, Г. Беллини, А. ван Дейк… Примеры можно множить десятками.

dali, religion, art

Previous post Next post
Up