Слова "дворец", "храм" не дают представления о соответствующих сооружениях в Китае. Для нас эти слова обозначают одиночный объект, пусть грандиозный, но отдельный. В Китае - это целая территория, где располагается множество дворцов, храмов, зданий. Императорский дворец в Пекине недаром именуется Запретным Городом, это именно город. В нем 999 зданий и 9999 комнат, между которыми множество ворот, дворов, переходов. Многослойное пространство, многократно завернутое само в себя. Каждый храм - целая галерея храмов, ведущих от внешнего к сокровенному.
Так многое устроено в Китае, включая коробки со сладостями. Нелегко бывает распечатать коробку и развернуть слюдяную бумажку вокруг каждой сладости. Можно сломать ногти, вывихнуть пальцы. Я протыкаю их острием шариковой ручки. Каждая коробка, со множеством коробочек-теремов, - как Запретный город. Упакована плотно в прозрачную оболочку, сквозь которую нарядно поблескивают разноцветные прямоугольники, типа спичечных коробков, только поменьше. Каждая коробочка со своей картинкой, очень заманчивой: на одной орешек, на другой - стаканчик сока, на третьей и четвертой - белые и желтые ломтики чего-то - намек на разный состав и вкус этих коробочек. Раскрываешь эту картонную коробочку, аккуратно сложенную шестиугольником. Кажется, там и должны быть сладости. Нет, извлекаешь оттуда брикетик, уложенный в полиэтиленовый пакетик. Внутри пакетика, в свою очередь, серебристая бумажка, сверху фольга, изнутри матовая изнанка. И вот только внутри этой четвертой по счету обертки: общий пакет, картонная коробочка, полиэтиленовый пакетик, серебристая фольга, - находится сладость. Совсем даже не сладкая, мучнистая на вкус, сладковатая пыль, которая рассыпается во рту, вроде халвы, только более сухая и почти безвкусная, со слабым привкусом чего-то фруктового, что отражается в цвете коробочки: желтом, фиолетовом, зеленом. В общем, красоты много, вкуса почти нет. Есть вкус к самой отделке, к упаковке.
Китай - это великая страна оберток, начиная с Великой Стены, которой обернута вся держава, продолжая Запретным Городом и кончая вот этой многослойной упаковкой сладковатой пыли.
Фотографии неспособны передать эту многосложность и складчатость китайского пространства. Только вид сверху.
План Ламаистского буддистского храма в центре Пекина.