Во время неудачной для Российской империи русско-японской войны 1-я Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота, базировавшаяся в Порт-Артуре, была полностью уничтожена японцами. При этом значительная часть погибших русских кораблей была впоследствии поднята японцами, восстановлена и служила в их флоте.
Корабли, затопленные в Порт-Артуре перед сдачей крепости: 1 - минный транспорт «Амур»; 2 - крейсер «Баян»; 3 - крейсер «Паллада»; 4 - броненосец «Победа»; 5 - броненосец «Ретвизан»; 6 - броненосец «Полтава»; 7- броненосец «Пересвет»; 8- канонерская лодка «Гиляк»; 9 - канонерская лодка «Бобр»; 10 - транспорт «Зея»; 11 - транспорт «Гирин»; 12 - транспорт «Цицикар»; 13 - транспорт «Бурея»; 14 - транспорт «Нингута»; 15- госпитальное судно «Маньчжурия»; 16 - транспорт «Амур»; 17- транспорт «Казань»; 18- госпитальное судно (вспомогательный крейсер) «Ангара»; 19 - крейсер (клипер) «Забияка»; 20 - транспорт «Европа»; 21 - крейсер (клипер) «Джигит»; 22 - миноносец «Боевой»; 23 - минный крейсер «Всадник»; 24 - минный крейсер «Гайдамак»; 25-миноносец «Разящий»; 26 - миноносец «Сторожевой»; 27 - плавкарн; 28 - малые подводные лодки; 29 - крейсер (клипер) «Разбойник»; 30 - шхуна «Ермак»; 31 - транспорт «Новик»; 32 - миноносец «Сильный»; 33 - миноносец «Бдительный»
1. Крейсер "Варяг"
Первым погиб бронепалубный крейсер "Варяг" (построен в США), затопленный своей командой после неравного боя в "Чемульпо", в первый же день войны, 9 февраля 1904 года.
Крейсер "Варяг" в Чемульпо
Крейсер "Варяг" затоплен своей командой в Чемульпо
В 1905 году японцы подняли "Варяг"
Корабль был капитально отремонтирован и включен в состав Японского флота под названием "Сойя". Из уважения к подвигу русских моряков японцы оставили на борту и название "Варяг".
Японский учебный крейсер "Сойя"
В 1916 году корабль был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под прежним именем "Варяг" включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана. В феврале 1917 крейсер ушёл в Британию на ремонт, где позже был конфискован, отправлен на слом, и затонул во время шторма в Ирландском море.
Памятник в Шотландии, неподалёку от того места, где затонул "Варяг"
2. Крейсер 2-го ранга "Новик"
20 августа 1904 года,
после боя с японцами, был затоплен своей командой у острова Сахалин крейсер 2-го ранга "Новик" (построен в Германии).
Крейсер 2-го ранга "Новик"
Затопленный крейсер "Новик" на камнях у Корсаковского поста
На основании
Портсмуского мирного договора, южная часть острова Сахалин была отдана Японии…
16 июля 1906 года «Новик» был поднят японцами. Крейсеру был произведён восстановительный ремонт с установкой новых котлов и вооружения.
11 июля 1908 года крейсер вошёл в состав японского флоте под названием «Судзуя».
Японский крейсер "Судзуя" в Куре, ноябрь 1908 года
В 1913 году исключен из списков флота и разобран на металл.
3. Броненосец "Полтава"
После захвата горы Высокой в декабре 1904 года,
японцы начали прицельный обстрел русских кораблей в гавани Порт-Артура. Первым 5 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Полтава" (построен в России).
Эскадренный броненосец "Полтава"
Броненосец Полтава, затонувший в Порт-Артуре
В июле 1905 года японцы подняли «Полтаву» и зачислили её в свой флот под названием «Танго». В 1909 году «Танго» вошёл в строй как броненосец береговой обороны 1 класса, одновременно служа учебным кораблём для строевых матросов и комендоров.
Японский броненосец береговой обороны 1 класса "Танго"
В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под новым именем "Чесма" включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана (имя "Полтава" уже было присвоено новому балтийскому дредноуту). В марте 1918-го корабль захватили английские интервенты, два года использовавшие его в качестве плавучей тюрьмы.При эвакуации из Архангельска в марте 1920 года «Чесма» была ими брошена. В 1924 году броненосец был отправлен для разделки на металл.
4. Броненосец "Ретвизан"
6 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Ретвизан" (построен в США), после попадания 13-14 японских снарядов калибра 280-мм.
Эскадренный броненосей "Ретвизан"
Затонувший "Ретвизан"
Броненосец был поднят 22 сентября 1905 года и переименован в «Хидзэн». В конце 1908 года «Хидзэн» вошёл в состав флота как линкор 1 класса. В начале 1918 года «Хидзэн» вместе с кораблями других стран Антанты вошёл во Владивосток, и в последующие три года неоднократно возвращался сюда, участвуя в японской интервенции на Дальнем Востоке.
В сентябре 1923 года «Хидзэн» официально исключили из боевого состава флота и переоборудовали в плавучую мишень, а в июле 1924-го - потопили в ходе учений новых японских дредноутов.
5. Эскадренный броненосец "Пересвет"
7 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Пересвет" (построен в России), в который попало 23 японских снаряда калибра 280-мм.
Эскадренный броненосец "Пересвет"
Затопленный "Пересвет" в Порт-Артуре
В июне 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» и торжественно включён в состав японского флота. Ремонт продолжался до 1909 года, после чего «Сагами» был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.
В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переклассифицирован в броненосный крейсер под прежним именем "Пересвет" и отправлися в европейские воды. 4 января 1917 года "Пересвет" подорвался на двух минах, выставленных немецкой подлодкой U-73, и затонул в Средиземном море, в 10 милях от Порт-Саида.
6. Эскадренный броненосец "Победа"
7 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Победа" (построен в России), после попадания 21 японского снаряда калибра 280-мм.
Эскадренный броненосец "Победа"
В октябре 1905 года японцы подняли «Победу» и торжественно переименовали её в «Суво». С 1909 года «Суво» числился броненосцем береговой обороны 1 класса и выполнял функции учебного судна. В апреле 1922 года «Суво» был разоружён.
Японский броненосец береговой обороны 1 класса "Суво"
7. Бронепалубный крейсер "Паллада"
7 декабря 1904 года был потоплен крейсер "Паллада" (построен в России), после попадания 10 японских снарядов калибра 280-мм.
Бронепалубный крейсер "Паллада"
Затонувшие в Порт-Артуре крейсер "Паллада" (слева) и броненосец "Победа"
В сентябре 1905 крейчсер был поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 бвл переоборудован в минный заградитель.
27 мая 1924 потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.
8. Броненосный крейсер "Баян"
К вечеру 9 декабря 1904 года, после многочисленных попаданий и пожара, бушевавшего 30 часов, затонул броненосный крейсер "Баян" (построен во Франции).
Броненосный крейсер "Баян"
Затопленный броненосный крейсер "Баян" после капитуляции крепости Порт-Артур
В августе 1905 года крейсер был поднят и включен в состав японского флота под именем «Асо». В 1921-1922 годах его переоборудовали в минный заградитель, а в 1930 году исключили из списков флота. В августе 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени.
Японский минный заградитель "Асо" в Йокосуке, 1924 год9. Эскадренный миноносец "Сильный"
13 ноября 1904 года, находясь в дозоре, миноносец "Сильный" подорвался на японской мине, и был на буксире отведён на внутренний рейд Порт-Артура. О ремонте не было и речи в условиях блокады, поэтому миноносец разоружили и его орудия были переданы на сухопутный фронт. Перед сдачей крепости корабль был взорван.
Эскадренный миноносец "Сильный"
Захватив Порт Артур японцы смогли восстановить корабль и он был включён в состав японского флота в 1906 году под именем "Фумицуки". В 1913 году был сдан на слом.
Эсминец 3 ранга "Фумицуки" в Курэ, 1908 год
10. Эскадренный миноносец "Решительный"
После неудачного
сражения в Жёлтом море, миноносец "Решительный" 11 августа 1904 года прорвался в китайский порт Чифу и разоружился, но в нарушение принятых правил, был захвачен японцами на следующий день после рукопашной .
Эскадренный миноносец "Решительный"
Миноносец переименован в «Акацуки» (второй), после чего вошел в состав 1-го отряда эскадренных миноносцев. Участвовал в Цусимском сражении, в ходе которого протаранил и потопил японский же миноносец № 69. В 19 октября 1905 года переименован в «Ямабико» , а в 1918 году сдан на слом.
Японский миноносец "Акацуки" в Цусимском сражении
11. Минный крейсер "Всадник"
15 декабря японцы потопили снарядами калибра 280 мм укрывавшийся в одном из портовых бассейнов минный крейсер «Всадник» (построен в России).
Затопленный минный крейсер "Всадник"
После окончания русско-японской войны «Всадник» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Макигумо». Сдан на слом в 1914 году.
12. Минный крейсер "Гайдамак"
Перед капитуляцией Порт-Артура, в ночь на 2 января 1905 года, минный крейсер "Гайдамак" (построен в России) был взорван в гавани.
Минный крейсер "Гайдамак" в Порт-Артуре 1901 год
Затопленный минный крейсер "Гайдамак"
После окончания русско-японской войны «Гайдамак» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец, и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Шикинами». Сдан на слом в 1914 году.
Японский миноносец "Шикинами"
13. Госпитальное судно "Москва"
30 октября 280-мм снарядами японцев в гавани Порт-Артура было потоплено госпитальное судно "Москва", бывший транспорт (вспомогательный крейсер) «Ангара» (построен в Англии).
"Москва", затонувшая на мелководье Порт-Артура
«Москва» была поднята в мае 1905 г., и в том же году в качестве вспомогательного крейсера «Анегава» вошла в строй японского флота.
До августа 1911 года использовался как посыльное судно, затем исключен из списков и подарен японским правительством русскому царю. Разобран в конце 20-х гг
Таким образом, из состава 1-й Тихоокеанской эскадры под японским флагом воскресли 4 броненосца, 4 крейсера, 2 миноносца, 2 минных крейсера и 1 вспомогательный крейсер. Это была дополнительная оплеуха от победившей огромную Российскую империю маленькой, но гордой и целеустремлённой азиатской страны.
Последствия этого тяжёлого поражения
наша страна смогла преодолеть лишь 40 лет спустя. Это сделали потомки тех солдат и моряков.
Вечная память им всем!
Советские моряки в освобождённом Порт-Артуре, август 1945