5 - 12 августа 1944 года в столице Польши Варшаве происходили трагические события, вошедшие в историю как Вольская резня. Формально карательная акция явилась ответом оккупационных властей на Варшавское Антифашистское восстание, но фактически стало лишь реализацией чудовищных планов Гитлера по геноциду славянского населения. Ещё в 1939 году главарь "тысячелетнего рейха", ничтоже сумняся,
писал: "Я направил на восток мои «тотенкопфсштандарте», приказав им безжалостно уничтожать всех мужчин, женщин и детей польской расы и языка. Лишь таким способом мы завоюем столь необходимую нам территорию". Большинство убитых карателями в ходе Вольской резни были мирными жителями, совершенно не причастными к восстанию.
Эсэсовские каратели жгут жилые дома на Воле. Август 1944 года
Поначалу боевые действия Варшавского восстания развивались относительно успешно, повстанцам даже удалось захватить два вражеских танка типа "Пантера", продолживших бои уже с польскими опознавательными знаками и на польской стороне. Однако прибывший вечером 2 августа в Познань Генрих Гиммлер (имевший приказ от Гитлера стереть Варшаву с лица земли) сумел сосредоточить к Варшаве свежие силы СС, с помощью которых начал методичное подавление восстания.
Главное руководство карательными подразделениями СС в ходе Вольской резни осуществлял группенфюрер Хайнц Райнефарт. Под его руководством находилось свыше 6 тысяч немцев (в том числе - печально известный зондерполк Оскара Дирлевангера, набранный из уголовников и отличавшийся крайней жестокостью) и коллаборационистские формирования - т.н. "Русская освободительная народная армия" под командованием поляка-предателя Бронислава Каминского, бандеровские части и формирования из казаков (в том числе - боевики т.н. Казачьего Стана).
Хайнц Райнефарт, главный руководитель Вольской резни
В 8 часов утра немецкая авиация нанесла по кварталу Воля удар зажигательными бомбами. А затем в атаку двинулись эсэсовцы Дирлевангера. Поскольку основные силы АКовцев были сосредоточены в Старом Городе, вокруг штаба Бура-Коморовского, оборона повстанцев была быстро прорвана, после чего каратели двинулись по улице Вольской, выволакивая жителей из жилых домов и расстреливая на месте, не разбирая ни пола, ни возраста.
В доме 149 по улице Вольской располагался православный детский приют для сирот. Все дети были расстреляны из пулемётов, а тела - сожжены. Спастись удалось только двум девочкам, сумевшим спрятаться среди кладбищенских гробниц.
Ещё один массовый расстрел имел место в парке Совиньского, куда немцы в 10 часов утра 5 августа под дулами автоматов начали сгонять жителей близлежащих многоквартирных домов. С расстояния в пять метров каратели расстреляли огромную толпу (свыше 600 человек, в основном - женщины и маленькие дети) из пулемётов и винтовок и забросали гранатами. Раненых добивали штыками. Затем пригнали следующую группу обречённых - её ждала такая же участь. Расстрелы продолжались в течение 6 часов. Некоторым раненым всё же удалось выжить - их завалило трупами, и каратели их не заметили.
Оскар Дирлевангер распоряжается расправой над мирными варшавянами.
В 13 часов 5 августа разгрому подверглась Вольская больница. Каратели расстреляли сначала здоровых людей, находившихся там - персонал больницы, а затем - больных. Казнили группами, по 12 человек. Не пощадили даже католических священников, шедших на казнь, как подобает христианам, с пением "Отче наш". Больных, которые не смогли подняться, убили прямо в кроватях, а затем подожгли больницу.
7 августа в 9 часов утра на улице Гурчевской нацисты окружили три жилых многоквартирных дома, заблокировали выходы, расставили пулемёты и забросали дома гранатами. В результате возник сильный пожар. Всех, кто пытался покинуть горящие дома, пристреливали на месте. Здесь погибло 12 тысяч человек.
На улице Бема из толпы гражданских жителей эсэсовцы отделили детей, беременных женщин и калек. Их загнали в дом № 54, заколотили досками все двери и окна, после чего подожгли дом. Матери под конвоем гитлеровских палачей были вынуждены беспомощно наблюдать, как в огне погибают их малыши, слышать их отчаянные крики и не иметь никакой возможности помочь. Затем оставшихся в живых взрослых расстреляли. Свидетели утверждают, что на эсэсовцах, отделявших от толпы детей и беременных женщин, были повязки Красного Креста...
Отличилась в ходе подавления восстания и бригада Каминского, который не только не воспрещал своим боевикам мародёрство, но, напротив, всячески поощрял его и оправдывал перед немецкими властями. Непосредственно в Вольской резне принял участие сводный полк под командованием И.Д. Фролова, наступавший со стороны квартала Охота. Почти сразу же боевики Каминского предались безудержным грабежам и массовым изнасилованиям (в том числе и малолетних девочек). Наступление Фролова застопорилось, зато каждый из его боевиков носил по 10 - 12 "трофейных" часов. В итоге Каминский был вынужден принять командование лично на себя. Темпы наступления его сводного полка ускорились, но грабежи не остановились Сам Каминский нагло заявлял, что его люди, потерявшие своё имущество в СССР, имеют право на вознаграждение.
Всего в ходе Вольской резни было уничтожено около 60 тысяч варшавян, из них более 30 тысяч - в течение двух дней, 5 - 6 августа. Вольская резня стала рекордной по количеству жертв за такой короткий период массовой расправой нацистских карателей над мирным населением. Нацистам удалось добиться расчленения повстанческой группировки на отдельные районы, почти не сообщающиеся друг с другом. Вместе с тем, зверства карателей способствовали массовой народной поддержке бойцов Армии Крайовой: варшавяне наглядно увидели, что поражение восстания означает для них смерть.
Жертвы Вольской резни
__________________________________________
См. также:
1)
Воспоминания очевидцев о Вольской резне
2) О предателе
Брониславе Каминском и его преступлениях подробно
3) Из протоколов
допроса немецкого генерала Райнера Штагеля, участника подавления Варшавского восстания.