Украинец из Здолбунова

Feb 22, 2019 23:14

22 февраля 1943 года, накануне Дня Защитника Отечества, в неравном бою с немецкими и бандеровскими карателями погиб партизан-медведевец Мыкола (Николай Тарасович) Приходько, заплатив за свой статус защитника Отечества самую дорогую цену. Посмертно отважному партизану было присвоено звание Героя Советского Союза - первому из медведевского отряда.



Памятник Герою Советского Союза Мыколе Приходько в Ровно.

Сегодня в связи с бандеровским ренессансом в соседней республике много говорится о том, что в бандеровском терроре против мирного населения - прежде всего поляков, русских и евреев - активно участвовали самые обычные волынские крестьяне, распропагандированные бандеровцами, а самое главное - стремящиеся пополнить свой нехитрый скарб путём ограбления "расово неправильных" соседей. Безусловно, замалчивать подобные факт и бессмысленно, и вредно. Соучастию в военных преступлениях нацистких оккупантов нет и не может быть оправдания. И всё же было бы непростительным упрощением полагать всё украинское население Волыни неким монолитом, единодушно поддерживающим гитлеровских оккупантов. Разные люди жили на Волыни. Были среди них и такие, кто, несмотря на своё безукоризненно украинское происхождение, категорически не принимал бандеровщины, более того - сражался против предателей-"националистов" с оружием в руках. Одним из таких людей был Мыкола Приходько.


Родился будущий партизан в г. Здолбунове Ровенской области в семье железнодорожного рабочего-украинца 22 мая 1920 года. Ровенская область в ту пору, после Польско-Большевистской войны, отошла под власть Второй Речи Посполитой. Несмотря на все ограничения в правах, которым подверглось украинское население, Мыколе удалось кое-как получить начальное образование в польской школе имени Тадеуша Костюшко. Закончить образование не удалось - семья еле сводила концы с концами, и мальчику после третьего класса пришлось идти батрачить. Однако ни польская школа, ни последующий подневольный труд не смогли заставить Мыколу забыть о своей национальной идентичности. И когда в сентябре 1939 года СССР присоединил к себе области Западной Украины и Западной Белоруссии, Мыкола сделался активным сторонником новой власти. В том же 1939 году он вступил в комсомол, одновременно поступил в вечернюю школу, желая закончить, наконец, своё образование. А параллельно - трудился в доме культуры железнодорожников в Здолбунове.

Когда началась Великая Отечественная война, наступление гитлеровских войск на Западной Украине оказалось слишком стремительным. Приходько даже не успел добровольцем записаться в Красную Армию, когда его родной Здолбунов оказался под властью захватчиков. Однако мириться с господством новоявленных "хозяев" Мыкола не собирался. С риском для жизни, через всю оккупированную врагом украинскую территорию он сумел добраться до линии фронта, пересечь её и выйти к своим. В результате к осени 1941 года он оказался в Пензе.



Вероятно, единственное дошедшее до нас фото Мыколы Приходько.

Приходько многократно обращался в военкомат, прося зачислить его в действующую армию - и каждый раз получал отказ. Вместо фронта его отправили служить на местную железную дорогу. Но в 1942 году полковник Д.Н. Медведев начал собирать свой партизанский отряд "Победители", которому предстояло действовать против врага в Ровенской области. Ровно было объявленно оккупационными властями столицей рейхскомиссариата Украина. Там находилась не только резиденция гауляйтера Коха, но и штабы нескольких соединений вермахта, и тыловые службы, кроме того, Ровно - важный транспортный узел. Именно работа этого транспортного узла более всего интересовала советское командование - через него шли составы с войсками и техникой на Восточный фронт. В спешном порядке потребовались люди, хорошо знающие Ровно и его окрестности, а также владеющие местным диалектом украинского языка. И про Приходько с его заявлениями вспомнили. К тому же Приходько хорошо знал специфику железнодорожной сети Ровенской области - как-никак, потомственный железнодорожник - и имел связи среди железнодорожных рабочих. Поскольку парализация работы транспорта в тылу врага была одной из первостепенных задач, стоявших перед партизанским движением, Приходько становился крайне ценным сотрудником. И его зачисляют в отряд.

27 августа 1942 года, предварительно пройдя тщательную подготовку к предстоящей разведывательной деятельности в тылу врага, Приходько вместе с группой товарищей, в которую входил в том числе знаменитый разведчик Николай Кузнецов, был выброшен с парашютом в районе села Орестов.

Поначалу Приходько был обычным партизаном-диверсантом. Он принимал участие в засадах партизан на шоссейных дорогах. В том числе и в той, которая закончилась успешным пленением подполковника Гаана и майора Райса - двух инженерных офицеров, руководивших строительством ставки Гитлера Вервольф под Винницей. Но Медведев ни на минуту не забывал о том, что Приходько - местный, и целесообразнее всего использовать его на разведывательной работе. Спустя месяц пребывания в отряде Мыколе Тарасовичу поручают установить связи с населением в Ровно и Здолбунове, привлечь надёжных людей к подпольной работе, а если подполье уже существует - установить с ним связь. Главное же - создать сеть явочных квартир, на которых постоянно работающий у немцев Кузнецов мог бы передавать партизанам разведданные. Приходько получил подпольный псевдоним - "Павленко".



Разведчик Николай Кузнецов. Его связь с отрядом Медведева
поддерживалась через Приходько

Мыкола Тарасович сделал ставку на своих старых знакомых по комсомольской работе в довоенный период и на своих многочисленных родственников. В Здолбунове главными агентами "Павленко" стала его сестра Анастасия и братья Шмереги - Михаил и Сергей. В Ровно Приходько привлёк к сотрудничеству брата Ивана и его жену Софью. В результате партизаны смогли систематически получать исчерпывающую информацию о работе ровенского и здолбуновского железнодорожных узлов. А в доме Ивана Приходько разместилась партизанская радистка Валентина Осмолова. Когда же из-за регулярных облав пребывание радистки в Ровно сделалось невозможным, роль связного между отрядом и Н.Кузнецовым взял на себя Приходько.

В любую погоду, пешком, а когда позволяла погода - на велосипеде Приходько отправлялся из расположения отряда на партизанский "маяк" в 20 километрах от Ровно, куда передавалась информация от Кузнецова и его агентуры. Приходько доставлял в отряд собранные сведения, а Кузнецову передавал пакеты с инструкциями с "Большой Земли". Когда выпал снег, Приходько сменил велосипед на сани - передвигаться стало удобнее. Не раз ему случалось напарываться на патрули гитлеровцев, не раз он уходил от погони, проявляя чудеса находчивости. Так продолжалось до февраля 1943 года.



Партизаны на привале

22 февраля 1943 года Мыкола Приходько получил от Медведева важный пакет с заданием для Кузнецова и выехал на подводе в Ровно. У села Осада Краховецкая подводу с разведчиком остановил патруль немецких фельджандармов и полицаев-бандеровцев. Проверки документов Приходько не боялся - фальшивые документы у него стараниями Кузнецова были в полном порядке. Но фельджандармов не зря сопровождали бандеровцы - кто-то из них, вероятно, знал Приходько по его довоенной деятельности, знал как убеждённого сторонника СССР - и дал на него наводку немецким жандармам. Каратели полезли обыскивать подводу... А там, под сеном, лежали автомат и гранаты. Провал означал бы, что секретный пакет попадёт в руки гестапо, а это грозило гибелью всему ровенскому подполью - такого Приходько допустить не мог. И решил принять неравный бой. Очередью из автомата он срезал шестерых противников, после чего погнал лошадей прочь. Ответной очередью он был ранен в левое плечо. Возможно, Мыкола Тарасович и сумел бы уйти от преследования - не впервой, однако стрельба переполошила немецкий гарнизон в Великом Житине. Навстречу Приходько вывернул немецкий грузовик, перегородив дорогу. Высыпавшие оттуда солдаты открыли огонь из автоматов и пулемётов. Приходько погнал лошадей к лесу. Когда одна из лошадей была убита пулемётной очередью, а сам Приходько - ранен второй раз, он сумел выпрячь оставшуюся лошадь и попытался уйти верхом. Когда до леса оставалось всего каких-то 300 метров, пуля сразила и вторую лошадь. Спастись бегом у раненого, истекающего кровью Приходько уже не было сил. Поэтому он привязал секретный пакет к гранате, подпустил врага поближе и взорвал эту гранату, подорвав вместе с собой ещё нескольких карателей. Последним движением он успел выстрелить из пистолета разрывной пулей себе в лицо, чтобы не позволить себя опознать. Карателям так и не удалось ни заполучить секретный пакет, ни даже узнать, кем на самом деле был едва не захваченный ими партизан. Подполье продолжало действовать.

О подвиге своего соратника Медведев своевременно информировал центр. 26 декабря 1943 года указом Президиума Верховного Совета Николаю Тарасовичу Приходько посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В Здолбунове, на родине героя, после войны установили ему памятник.

Вот так. Вроде бы, и этнически чистый украинец, и выходец из тех самых западных областей, которые традиционно считаются оплотом бандеровского духа. Но вот не считал Приходько русских оккупантами, а немцев - освободителями. Смею полагать, что у него, как у современника и непосредственного участника событий, были на это веские причины.



Памятник Приходько в Здолбунове.

______________________________________________
Материал о Мыколе Приходько на сайте "Герои страны"

Браття-українці, Полковник Медведев и медведевцы, История Отечества, Вечная память, Великая Отечественная война, История Украины

Previous post Next post
Up