К вопросу о "переодетых НКВДшниках"

Oct 31, 2021 23:20

Излюбленный приём апологии гитлеровских захватчиков и их пособников из РОНА и УПА в неоднократно засвидетельствованных зверствах над мирным населением состоит в том, что все эти зверства творили, якобы, либо партизаны, либо засланные с "большой земли" диверсанты-НКВДшники, переодетые в форму "идеологического врага". Каратели же при таком подходе не только оказываются "белыми и пушистыми", но и прямо выступают в роли защитников мирного населения от произвола коммунистических варваров. На первый взгляд, аргумент убийственный, вот только строится он ... на пустоте. Никаких конкретных фактов, кроме собственных голословных утверждений (даже без указаний: кто? где? когда именно?) да агитационных стишков, издававшихся в "локотской республике", сторонники теории о "переодетых НКВДшниках" не приводят. Тем не менее, версия растёт и приобретает себе сторонников даже среди тех, кто отнюдь не стремится к переписыванию истории Второй Мировой и пересмотру её итогов.



Переодетый НКВДшник - разведчик Николай Кузнецов


А что же было на самом деле? Вот факты, которые известны мне (буду благодарен за любую дополнительную информацию, если она, конечно, взята не из источников, подконтрольных доктору Геббельсу).

Прежде всего, соглашусь: переодетые НКВДшники - реальность Великой Отечественной войны. Реальность просто в силу того, что разведка в сталинском СССР подчинялась именно ведомству НКВД (до образования МГБ уже в послевоенные годы). Вот только версия о том, что спецотряды чекистов использовались для развязывания террора против мирного населения оккупированных территорий, не встречает подтверждения в известной мне научной литературе. Да это было бы и нелогично: крестьяне в конце концов раскусили бы, что против них не настоящие немцы, и тогда доверие к советскому командованию оказалось бы подорвано раз и навсегда, а народ сплотился бы вокруг оккупантов - чего Сталин как раз любой ценой хотел предотвратить. Да и не до организации провокаций было партизанам на оккупированной территории. Это современным гопникам, плохо представляющим себе, что такое жизнь в тылу врага, можно вешать лапшу на уши про расправы переодетых чекистов с мирным населением. А у реальных чекистов, сражавшихся на оккупированной территории, просто не было на это времени - ибо нужно было ещё как-то и оккупантам вредить, и от посланных против них карательных отрядов отбиваться. А ведь ущерб был значительным - за один только 1943 год партизаны уничтожили, по данным "Википедии", 215 тысяч рельсов, в одной только Белоруссии - 836 эшелонов и 3 бронепоезда, железные дороги Могилёв - Кричев, Полоцк - Двинск, Могилёв - Жлобин не работали весь август 1943 года. Это при том, что в распоряжении немцев были сапёрные части, способные восстановить повреждения путей, да и сгоном населения на работы оккупанты никогда не брезговали. В таком плотном графике партизаны вряд ли могли выкроить время для совершения фальшивых карательных акций.



Рельсовая война

Это в теории. А на практике мне известен только один случай, когда переодетые чекисты действительно воспользовались маскарадом в целях дискредитации своих противников. Этот случай описан Т.К. Гладковым в ЖЗЛовской биографии Д.Н. Медведева.

Когда осенью 1943 года боевые действия переместились в Украину, и стало ясно, что освобождение Ровенщины - вопрос времени, Центр разрешил Медведеву и его отряду провести ряд карательных мероприятий против чиновников оккупационной администрации. К этому времени гауляйтер Эрих Кох (которого, как, наверное, помнят читатели моего ЖЖ, так и не смог ликвидировать Кузнецов) в Украине предпочитал не показываться, а отсиживался в Восточной Пруссии. Вместо него территорией рейхскомиссариата распоряжался его заместитель Пауль Даргель. Медведев вспоминал, что Даргеля народ ненавидел ещё сильнее, чем Коха - именно его подписи красовались под всеми приказами и распоряжениями оккупантов о репрессиях. Его-то и было поручено Кузнецову ликвидировать в первую очередь.



Нацистский военный преступник Пауль Даргель

Кузнецов и его товарищи установили круглосуточное наблюдение за Даргелем. Выяснили обычный маршрут перемещения генерала по Ровно и его основные привычки. В частности, было установлено, что Даргель каждый день в одно и то же время совершает пешие прогулки по одному и тому же маршруту, и что сопровождает его только адъютант с жёлтым кожаным портфелем. Уж не знаю, была ли то бравада нацистского генерала, или он настолько верил во всемогущество своего террора и поддержку ОУН-УПА, но осторожность он явно потерял - и этим было решено воспользоваться.

План ликвидации Даргеля разработали сообща под личным руководством Медведева. В состав боевой группы входили, помимо Кузнецова-Зиберта, уроженец Западной Украины Николай Струтинский и бежавший из немецкого плена красноармеец Иван Калинин.

В 13-30 20 сентября 1943 года из ворот здания рейхскомиссариата вышел немецкий генерал в сопровождении адъютанта с жёлтым портфелем. Спустя несколько секунд с ним поравнялся светло-коричневый "опель", из которого выскочил человек в немецкой офицерской форме (Кузнецов) и четыре раза выстрелил в генерала. Кузненцову удалось успешно скрыться. Прибывшие на место происшествия охранники нашли только выпавший из кармана мнимого обер-лейтенанта бумажник.

К сожалению, в тот раз Кузнецов обознался. Из-за одинаковых жёлтых портфелей вместо Даргеля он убил имперского советника финансов Ганса Геля. Вместе с Гелем погиб и его адъютант Винтер. А вот бумажник оказался очень интересной находкой. В нём немцы обнаружили документы высокопоставленного эмиссара берлинской организации ОУН, прибывшего в Ровно с инструкциями для своих местных собратьев от германского руководства. Первоначально в этих инструкциях содержался приказ усилить борьбу против партизан. Однако, эмиссар с этими документами угодил в руки к медведевцам. Так бумажник оказался у Кузнецова, а содержащийся там приказ поменяли. Теперь руководство ОУН "требовало" от своих резунов, ввиду явно наметившегося поражения Германии, развернуть борьбу против немцев, чтобы привлечь симпатии населения. Для пущей убедительности в бумажник были вложены английские и американские купюры на достаточно круглую сумму.



Бандеровцы

В результате немцы, и без того не доверявшие укронацистам, уверились в их "измене" и казнили 38 видных оуновцев. Как знать, не этот ли факт способствовал тому, что бандеровские формирования и впрямь на какое-то (очень непродолжительное) время начали борьбу с немцами, о чём осталось свидетельство ковпаковского политработника?

Так что следует признать: операция по дискредитации "идеологического врага" действительно была Медведевым проведена. И для этой операции "железный полковник" действительно задействовал переодетых НКВДшников. Но: в чьих глазах он дискредитировал бандеровцев? Не в глазах народа, а в глазах оккупационной администрации. И переодетые чекисты расстреляли всё-таки не мирных жителей, а высокопоставленных чиновников той же самой оккупационной администрации. Вооружённая борьба с иноземными захватчиками - это всё-таки не "беспредел", а, вообще-то говоря, священный долг каждого патриота. И нацисты с самых первых дней войны проводил провокации куда более масштабные, чем эта пресловутая история с бумажником. Достаточно вспомнить только одно имя: Отто Скорцени, "человек со шрамом", как его называли спецслужбы Антигитлеровской коалиции. При открытии англо-американцами Второго фронта в Европе этот человек сумел на несколько дней полностью парализовать взаимодействие союзных войск и заставил американцев решиться на весьма экзотическую меру: ставить в караул только чернокожих солдат, которым был отдан приказ стрелять на поражение в каждого незнакомого белого... Так что не нацистам попрекать нас "переодетыми НКВДшниками".

К слову, покушение на Даргеля удалось только с третьего раза. На этот раз Николай Кузнецов вместо пистолета использовал гранату. Даргель с оторванными взрывом ногами и с тяжёлыми осколочными ранениями был вывезен в Германию, и больше его в Украине никто не видел. Как никто не знает и его послевоенной судьбы и даты смерти.

А вот ещё одна история с переодеваниями, правда, уже для других целей. Зимой 1942 - 1943 года партизанам стало известно, что Гитлер перенёс свою ставку в Украину, однако, куда именно - было неизвестно. И вот, в одно хмурое зимнее утро из села Рудня-Бобровская вытянулось пять подвод. На передней сидел немецкий обер-лейтенант, на остальных - полицаи. Подводы вывернули на шоссе Ровно-Киев и двинулись по нему, не вызывая ничьих подозрений - мало ли, куда едут эти головорезы под командой немецкого офицера, кого собрались они грабить или казнить...



Полицай. Они не вызывали подозрений у немцев.
Поэтому наряд полицая служил хорошим прикрытием для партизан.

Когда издалека послышался шум мотора приближающегося автомобиля, полицаи попрыгали с подвод в снег и залегли. В показавшуюся машину один из них бросил гранату, а остальные открыли в упор автоматный огонь. Первым к остановившейся машине подбежал "обер-лейтенант", на ходу приказав своим подчинённым забрать документы и оружие. Между тем, на дороге показалась ещё одна машина, бронированная. Водитель её сообразил, что впереди засада, но решил прорываться, надеясь на мощность двигателя и толщину брони. Однако, у мнимых полицаев оказались с собой и ручной пулемёт, и бронебойные патроны к нему. Настигнутая очередью машина с разгону врезалась в сосну.

В ней живыми и практически невредимыми обнаружили двух немецких офицеров - подполковника Гаана и майора Райса. А роль обер-лейтенанта и полицаев блестяще сыграли партизаны-медведевцы Н. Кузнецов, Н. Гнидюк, М. Шевчук, Н. Струтинский, В. Семёнов, Н. Приходько и другие. При допросе Гаана и Райса было окончательно установлено местонахождение ставки Гитлера "Вервольф" под Винницей, схема прокладки бронированного кабеля для её обслуживания, а также ряд других секретных данных. Было также установлено, что "Вервольф" строили советские военнопленные, которых после расстреляли - Гитлеру не нужны были живые свидетели. "Гаана и Райса мы повесили, - вспоминал после войны Медведев, - иного они не заслуживали". А данные о "Вервольфе" своевременно ушли в Центр.

Так что "переодетые НКВДшники" действительно использовались в Великую Отечественную войну. Но не для того, чтобы дискредитировать оккупантов перед местным населением - с этой задачей оккупанты успешно справлялись и сами (а партизаны систематически завладевали их документами и тем увеличивали число доказательств против них на Нюрнбергском процессе). А для того, чтобы до поры, до времени не вызывать подозрений у самих оккупантов и успешнее их бить. Какой ханжа дерзнёт упрекнуть их за это?

Полковник Медведев и медведевцы, История Отечества, УПА - армия вурдалаков, Моя история меня бережёт, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up