Пролетела в радостных пасхальных богослужениях и крестных ходах Светлая Седмица, отзвонили колокола на литургии Антипасхи, и вот уже на дворе Радоница. Первый день после Светлого Христова Воскресения, когда Православная Церковь поминает усопших. Так получилось, что Радоница приходится в этом году на период, связанный со столетним юбилеем Ледяного Похода. На Светлую Пасхальную Седмицу пришлись дни поминовения создателя и первого командира Корниловского ударного полка
Митрофана Осиповича Неженцева и первого главнокомандующего Добровольческой Армии
Лавра Георгиевича Корнилова. Только вчера мы вспоминали о столетней годовщине
Боя под Медведовкой, в котором отличился ещё один первопоходник - генерал
Сергей Леонидович Марков. Что ж, день поминования усопших - прекрасный повод ещё раз вспомнить поимённо героев-первопоходников и помолиться об их упокоении.
Ледяной поход
Они нуждаются, как, наверное, никто, нуждаются в том, чтобы мы сегодня несли им свет Пасхальной Радости и наши горячие молитвы. Хотя бы в силу того, что многие из них не были ни бесплотными ангелами, ни святыми аскетами, ни рыцарями в белых перчатках. Это были люди, которые встали на защиту своего погибающего Отечества и поруганной веры, будучи в страшном меньшинстве. Не то беда, что им пришлось проливать кровь - Церковь во все века благословляла воинское служение. Беда в том, что им порой - не всем, но многим - приходилось переступать через категорическую евангельскую заповедь "Суд без милости не сотворшим милости". Приходилось - исполняя страшный, но, увы, неизбежный в тех условиях приказ "не брать пленных". Более того - среди них были те, кто находил удовольствие в лютых расправах с захваченными в плен красногвардейцами, которых, как правило, либо вешали, либо ставили к стенке. И были те, кто ломался, глядя на эти жуткие расправы, впадал в отчаяние и бросал армию - а вместе с ней и свой собственный долг защищать тех, кто сам себя защитить был не в силах. Да, расправы белых бывали беспощадны - но они были ответом на ещё более жуткие, а главное - немотивированные расправы красных, когда, куражась своей властью, революционная толпа линчевала "буржуёв" и "гнилую интеллигенцию", насилуя малолетних девочек на глазах у родителей, а самих родителей, перебив им лопатами руки и ноги, бросали с баржей в реку. У многих офицеров в пожаре красного террора погибли родные, у других боевые друзья пали жертвами солдатских самосудов в период "демократизации армии". Белые мстили, и тем, несомненно, нарушали христианскую заповедь, но попробуем представить себя на их месте... И замрём в ужасе. Слава Богу, на нашу долю не выпало подобного искушения. Мало кто способен его выдержать. Помолимся за них. За тех, кто в чаду Гражданской войны пытался сохранить остатки человечности и пронести незапятнанным звание христианина. А ещё крепче - за согрешивших, ибо им уже ничто не поможет, кроме нашей горячей молитвы. Помянем за упокой участников Ледяного Похода, всех, кто встал на защиту веры и Отечества, не считаясь ни с малой численностью своей армии, ни с отсутствием снабжения, ни с тяготами похода по весеннему бездорожью.
Вот их имена для поминовения (даю в церковнослявянском произношении).
Лавр Корнилов
Михаил Алексеев
Антоний Деникин
Иоанн Романовский
Сергий Марков
Александр Кутепов
Николай Тимановский
Митрофан Неженцев
Михаил Левитов
Борис Казанович
Африкан Богаевский
Александр Боровский
Пётр Писарев
Василий Павлов
Дионисий Марченко
Димитрий Миончинский
Василий Гершельман
Виктор Покровский
Возможно, кто-то из вас вспомнит и другие имена. Вечная им память. Да помянёт Господь Бог их всех во Царствии Своем!