Лето... Девочки... Пост

Mar 07, 2018 12:15


Казалось бы, эти три слова совершенно не сочетаются друг с другом. Особенно, если добавить к ним четвертое: "Компьютерная игра". Однако иногда бывает полезным подумать над вещами, на первый взгляд, весьма далёкими от благочестия, чтобы увидеть в них неожиданную пользу для души.



Девочки, о которых идёт речь в заголовке. Слева направо: Ульяна, Алиса, Славя, Лена, Мику.

О чём должен думать благочестивый христианин Великим Постом? Конечно, о покаянии. О том, чтобы увидеть свои греховные страсти, которыми пленена его душа, а увидев - постараться от них избавиться. Вот об этом и хотелось бы сегодня немного порассуждать. А поможет мне в этом неожиданно... одна хорошая компьютерная игра. Я говорю о " Бесконечном лете".


Ведь, если вдуматься, то игра-то на самом деле - о покаянии. В самом, что ни есть, православном понимании этого слова. Главный герой, оказавшийся в "Совёнке" - по сути своей законченный эгоист и паразит. Работать ему не хочется - скучно. И ему абсолютно плевать, что сидит он, почти тридцатилетний оболтус, на шее у своих не слишком богатых родителей. То есть, сей потомок Адама категорически не желает исполнять самой первой заповеди, данной человеку Богом - "возделывать" мир вокруг себя и "в поте лица своего есть хлеб". Замкнутый образ жизни, который он ведёт из-за того, что ему "так проще", не предполагает и заповеданной Евангелием любви к ближнему. Семён на момент своего попадания в "Совёнок" не способен на сострадание и даже на простое внимание - он тупо жалеет себя. И оказавшись в непривычном для него месте - в пионерлагере середины 1980-х годов - прилагает усилия только к тому, чтобы вернуться в свой привычный мир пустой квартиры, компьютера, соцсетей и фаст-фуда. Но поскольку в мире "Совёнка" этих суррогатов нет, ему поневоле приходится учиться взаимодействовать с людьми. И вот в ходе этого взаимодействия у него появляется шанс измениться. Понять, что он тоже кому-то нужен. Что мир существует совсем даже не ради него. Что у других людей есть свои чувства и свои желания, и единственный способ выжить среди людей - это научиться их слышать.

Образ покаяния в игре явлен несколько неожиданно - в образе пяти довольно милых девочек-пионерок, с которыми Семён взаимодействует в лагере. Каждая из них не похожа на других. Общаясь с каждой из них, Семён усваивает тот или иной урок, уникальный для каждой героини. А усваивая этот урок - выстраивает с соответствующей девочкой отношения. Итогом становится перерождение Семёна, его рост над самим собой. И если этот рост проходит успешно, протагониста ждёт хорошая концовка - полноценный, почти голливудский хэппи-энд. Ошибки же ведут к разладу, что может кончиться или "плохой концовкой" (распадом отношений) или даже превращением протагониста в Пионера-призрака, блуждающего по бесконечному циклу и неизменно возвращающегося всё в тот же "Совёнок", из которого больше нет выхода. Пионерлагерь становится в этом случае для протагониста самым настоящим адом.

Интересен также тот факт, что и сами эти героини - не статичны, что их образы раскрываются перед Семёном постепенно, порой - совершенно с неожиданной стороны. И на эти неожиданные проявления он также вынужден реагировать.



Алиса Двачевская

Начну я разговор, пожалуй, с Алисы "ДваЧе" Двачевской. В первый момент своего появления в сюжете Алиса ведёт себя достаточно агрессивно. Главный герой поначалу прямо-таки боится её. Между тем, Алиса, как в итоге выясняется, влюблена в него с первого взгляда. Но у этой бунтарки и рокерши (по ходу сюжета выясняется, что Алиса не просто увлечена рок-музыкой, но и сама прекрасно играет на гитаре) свои принципы. Как всякая сильная и волевая женщина, она мечтает встретить мужчину, который был бы сильнее её и на которого она могла бы опереться.

По сути, Алиса преподаёт главному герою науку побеждать. Не в суворовском, конечно, смысле, но Семёну в её обществе предстоит прежде всего поверить в себя и свои силы.  Казалось бы - попахивает гордыней и тщеславием, казалось бы - антихристианство. Но бывают ситуации, метко описанные св. пророком Давидом: "Воздрема душа моя от уныния". Образ действительно точен. Когда уныние овладевает душой человека, ему уже ничего не хочется, только заснуть и забыться, отключиться хотя бы на время от тех неблагоприятных обстоятельств, которые погрузили его в уныние. Так уныние рождает лень, а лень блокирует возможность обратиться к Богу (а тем паче - готовность трудиться). Бывает такое духовное состояние, в котором для человека вера в себя и свои силы спасительна, ибо позволяет ему стряхнуть духовное оцепенение и начать работать - и над своей душой, и над окружающим миром.

Семён находится именно в таком духовном оцепенении. Алиса - если он правильно улавливает поступающие от неё сигналы - помогает ему понять, что он, в общем-то, тоже на что-то способен. Более того: в каких-то ситуациях он оказывается способен защитить и морально поддержать эту неприступную девочку, которая, на первый взгляд, ни в какой поддержке и не нуждается. Но на самом деле - неожиданно ранима.



Ульяна Советова

Ульяна Советова - самая юная героиня "Бесконечного лета" - олицетворяет собой беззаботное советское детство. Её задача - научить главного героя дружить. Через не совсем безобидные шалости и розыгрыши, через ряд неожиданных ситуаций, в которых Семёна по милости этой девочки-энерджайзера ожидает конфуз, вдруг начинают проступать глобальные и общечеловечески значимые вещи: радость общения, бескорыстие, взаимовыручка. Приходит понимание, что принципиальность - это далеко не всегда хорошо. И что события далеко не всегда таковы, какими кажутся (а тут уже рукой подать и до Евангельской заповеди "Не судите, да не судимы будете"). Неожиданно выясняется, что Ульяна - действительно верный друг, которому можно смело доверить самые сокровенные тайны. И что в случае необходимости она с готовностью и посочувствует, и придёт на помощь - пусть и не всегда правильно соображает, в чём эта помощь должна выражаться. А когда приходит такое понимание - приходит и сострадание к Ульяне, когда она нарывается на заслуженные взыскания со стороны вожатой (пресловутая пушкинская "милость к падшим") - Семён учится сочувствовать другим, тогда как в начале игры он способен жалеть лишь себя самого.

Как результат - после близкого знакомства с Ульяной главный герой больше не в состоянии выносить своего прежнего замкнутого образа жизни и начинает тянуться к людям. В итоге - возвращается в когда-то брошенный им институт и заканчивает образование.



Лена Тихонова

Лена Тихонова - самый сложный в общении персонаж, несмотря на то, что, как и Алиса, влюблена в Семёна с первого взгляда. Она - живое подтверждение поговорки о том, кто водится в тихом омуте. На первый взгляд, она ранимая, замкнутая и необщительная, но по ходу сюжета неожиданно выясняется, что эта странная девочка со вселенской скорбью в глазах способна в критической ситуации принимать быстрые решения, способна найти выход там, где Семён обречён беспомощно страдать, проклиная вожатую. И в то же время в общении с ней достаточно допустить малейшую ошибку, чтобы вывести её из себя. Последствия могут оказаться самыми трагичными: при "плохой" концовке Лена совершает самоубийство. С ней трудно: она может запросто пропасть на целый день, а потом разговаривать как ни в чём не бывало. И не всегда сразу можно понять, чего же, собственно, она хочет. Но именно из-за этих сложностей характера Семён в какой-то момент понимает (если начнёт целенаправленно выстраивать отношения именно с Леной), что она для него дороже всего на свете. Он учится дорожить Леной - потому что осознаёт, что в любую минуту может навсегда её потерять. Страх потерять Лену становится для него так велик, что все обитатели "Совёнка" на её фоне начинают казаться ему какими-то говорящими манекенами. Что ж - и это явление, давно изученное и предсказанное святыми отцами. Когда в жизнь мужчины входит настоящая любовь, только одна женщина становится для него Женщиной с большой буквы. А все остальные - просто люди, пола которых он уже не замечает.

Лена любит Семёна - но взамен хочет, чтобы он принадлежал ей всецело. Это вносит в их отношения дополнительный фактор риска: беда, если в финальных сценах с Леной Семён даст волю своему прежнему эгоизму. Этот демон должен уйти навсегда - иначе одно неосторожно оброненное слово будет стоить Лене жизни. Там, где любовь к ближнему, там больше нет места себялюбию, но всецелое самоотречение. Эту вполне христианскую истину Семён должен постичь благодаря Лене.

И всё-таки, при всех трудностях, отношения с Леной Семёну лучше строить. Финал этих отношений, если удастся дойти до хэппи-энда, окажется наиболее благоприятен для самого Семёна, наиболее соответствует его природным склонностям. Парадокс - опять-таки чисто христианский - через самоотречение ради ближнего (ради Лены со всей её ранимостью и непредсказуемостью) Семён неожиданно получает возможность... вернуть себе себя самого. Себя такого, каким он был изначально создан Господом. Повествование в игре, ведущееся от имени Семёна, раскрывает в нём недюжинный талант литератора, прекрасное владение языком и чувство стиля. Женившись на Лене, Семён становится известным писателем... В остальном - подробности не будем рассказывать всем людям, многие не любят спойлеров.



Славя Феоктистова

А самая содержательная сюжетная линия в игре, пожалуй, связана со Славей Феоктистовой. Славя часто аттестуется фанатами "самой трудолюбивой девочкой Лета". Но мы были бы несправедливы к ней, если бы этим ограничились. Славя - ещё и самая мудрая девочка Лета. Она не навязывает Семёну без нужды своё общество. Не читает ему нотаций. Казалось бы, она ничему особенному его и не учит. Она просто всегда оказывается в нужное время в нужном месте, чтобы "подставить плечо". Иногда она просто прикрывает собой грехи Семёна. Делает она это, разумеется, не ради попустительства и не из пустой и бесплодной жалости (а жалость к законченному эгоисту не только бесплодна, но и вредна, ибо укрепляет в нём эгоизм). Славя по-настоящему верит в Семёна (и в этом она схожа с Алисой). Она хочет, чтобы он почувствовал эту её веру. И ответил на неё, приложив собственные старания. В отличие от Алисы, Славя не гонит Семёна в светлое будущее подзатыльниками и насмешками. Она оберегает его свободу - так, как поступает опытный духовник, как Господь поступает со всеми нами. Общаясь со Славей, Семён сперва понимает, что это приятно - когда о тебе заботятся. Так прорывается кольцо его замкнутости. Семён раскрывается для общения. Потом его начинает глодать червячок сомнений: сам-то он отлично знает, что этой заботы не заслужил. А затем приходит осознание, что человеку, который слишком долго о тебе заботился, в один прекрасный день может самому понадобиться помощь. То есть, сперва Семён проникается благодарностью к Славе, затем эта благодарность перерастает в стойкую симпатию, а затем - и в желание заботиться о ней.

Казалось бы, Славя идёт по пути наибольшего сопротивления - но в итоге она добивается просто поразительного результата. Семён, умевший до своего попадания в "Совёнок" только без конца жалеть себя, в финале оказывается способен не только на бескорыстную помощь и на то, чтобы претерпеть ради ближнего некоторые неудобства - он оказывается способен принимать самостоятельные решения не только за себя, но и за доверившегося ему человека. И нести за эти решения ответственность. В общем, мальчик (не повзрослевший вовремя и в наказание за это возвращённый в подростковый возраст) благодаря Славе превращается в мужчину.

Впрочем, выстраивая отношения со Славей, Семёну не стоит забывать, что заботиться о ком-либо для неё - внутренняя потребность, которая никуда не девается и после того, как Семён становится ответственным человеком. И лишать её этого права на заботу - значит испортить с ней отношения в самый последний момент. Исправившийся Семён может получить подножку от неожиданно взыгравшей в нём гордыни - и потерять Славю навсегда.



Мику

Наконец, сюжетная линия с Мику оказывается самой бедной на нравственные уроки, зато в ней проступают уроки чисто религиозные. Любители псевдовосточной "карма-колы", конечно, могут попытаться развернуть эти её уроки в буддистское русло, в стиле "весь мир - иллюзия". Но... Но ведь и в христианстве мы должны уметь отличать наши собственные представления о мире (сплошь и рядом неправильные) от Божественного замысла. И тем более стоит проявлять осторожность, когда речь идёт о человеке. В линейке с Мику всё вокруг Семёна оказывается не таким, каким кажется. Туповатая и болтливая Мику неожиданно обнаруживает и высокий интеллект, и способность на настоящие глубокие чувства. И вообще, как выясняется - это бывшая девушка Семёна, о которой у него в начале игры остаются только обрывки воспоминаний без лица и без имён. А "Совёнок" - не пионерский лагерь, а декорации, в которых снимается фильм. А всё, что было до этого, Семёну, оказывается, просто снилось. И много всего другого, совершенно неожиданного чего я пересказывать по понятным причинам не стану. Желающий может просто взять и пройти игру.

Таким образом, у Семёна появляется пять альтернативных путей преодолеть собственную эгоцентричную замкнутость. Пять направлений для покаяния и духовного роста, олицетворяемых пятью очаровательными девушками. Что ж - поскольку Семён нерелигиозен, такой способ преодолеть его повреждённое грехом естество кажется логичным и наиболее эффективным для достижения цели. Написал же я это с чувством глубокой благодарность к нашим женщинам, которые самим фактом своего существования заставляют нас, мужчин, становиться лучше. С наступающим праздником, дорогие наши. И спасибо вам за всё!

Бесконечное лето, Православие, Культурология

Previous post Next post
Up