Немного о том, как поступают с "пятой колонной"

Sep 12, 2022 18:34

12 сентября (31 августа старого стиля) 1877 года состоялся третий штурм Плевны (или просто Третья Плевна, как часто пишут в литературе). Штурм кончился серьёзным поражением русских войск, несмотря на их многократное численное превосходство над неприятелем. В турецкой обороне Плевны имелись слабые места, однако русской разведке не удалось их нащупать. Атака, по большому счёту, велась вслепую, и немудрено, что на большинстве направлений она была отбита.



Русская армия отступает от Плевны.



На большинстве, но не на всех. Генералу Скобелеву удалось-таки нащупать слабое место в обороне турок. Когда вверенные ему войска овладели двумя сильно укреплёнными редутами и, заняв их, развернули орудия на турок, выяснилось, что НИКАКИХ вражеских войск перед ними больше нет. Дорога на Плевну открыта. Всего-то, что было необходимо Скобелеву - один-единственный свежий полк для развития наступления, и город пал бы к его ногам. Но на всех остальных направлениях русские войска уже отступили. А потому в успех Скобелева в Ставке не поверили и подкреплений не дали. Поняв, что немногочисленный отряд Скобелева остался в одиночестве, турецкий командующий Осман-паша обрушился на него с основными своими силами. Бой был проигран окончательно.



Скобелев во время штурма Плевны.

После этого тяжёлого поражения состоялся военный совет. Настроение у всех было подавлено, нервы взвинчены. Русский главнокомандующий великий князь Николай Николаевич Старший сначала предлагал отступить за Дунай, отложив боевые действия до следующей весны, а затем обрушился с истеричными обвинениями на своего начальника штаба генерала Непокойчицкого (поляка по национальности). Положение спасла только твёрдость воли императора Александра Освободителя и решительность военного министра Милютина, понимавших, чем обернётся уход русских за Дунай для мирного болгарского населения. Решено было перейти от попыток штурма Плевны в лоб к планомерной осаде, для чего в Болгарию вызвали Гвардейский корпус и генерала Эдуарда Тотлебена, прославленного героя Крымской войны. Осада, как мы знаем, увенчалась успехом, Плевна пала, Осман со своей армией вынужден был капитулировать, и русская армия хлынула за Балканы.
А при чём здесь "пятая колонна", спросите вы? А вот при чём. После того, как принципиальное решение о переходе к осаде Плевны было принято, при императорской квартире был дан ужин для чинов Ставки и аккредитованных при ней иностранных журналистов. Среди этих журналистов было много осведомителей, тайно работавших на турок, некоторые из них даже не особо скрывали эту сторону своей деятельности. Ещё больше было недоброжелателей России, подававших действия нашей армии в западной прессе в самых чёрных красках. И вот, во время застолья один английский журналист с ехидцей обратился к великому князю Николаю Николаевичу: "Ваше Высочество, скажите, а когда мы пойдём обратно за Дунай?"



Дмитрий Антонович Скалон

За столом присутствовал гвардейский офицер, адъютант великого князя Дмитрий Антонович Скалон. Он сгрёб англичанина за шкирку, выволок из-за стола и, выведя из палатки, принялся охаживать кулаками. А когда измочаленный англичанин рухнул к его ногам, наставительным тоном произнёс: "Стыдно-с, батенька: наше жрать и на нас же с...ть!"

История Отечества, Моя история меня бережёт, Россия vsТурция, Восток - Запад, Война 1877 года, Александр Освободитель

Previous post Next post
Up