Московская директива по-колчаковски

Mar 29, 2019 22:02


Несколько лет назад я выкладывал в своём ЖЖ размышления Антона Керсновского о конфликте, имевшем место между Деникиным и Врангелем, о "странном" для последнего нежелании Деникина идти на соединение с Колчаком и о том, чем в действительности руководствовался Деникин, совершая столь "предосудительные" действия. Керсновский, прошедший всю Гражданскую войну под знамёнами Деникина, располагал, вероятнее всего, материалами только со своего фронта. А что же Колчак? У него самого были планы идти на соединение с Добровольческой Армией?



Верховный правитель белой России и верховный главнокомандующий
адмирал А.В. Колчак.


Если такие планы у него были, то обвинения Врангеля в адрес Деникина имеют под собой хоть какие-то основания: тогда получается, что Деникин сознательно уклонился от объединения сил и бросил армию Колчака истекать кровью. "Моя армия освободила Северный Кавказ, - писал Врангель. - На совещании в Минеральных водах 6-го января 1919 года я предложил Вам перебросить ее на Царицынское направление, дабы подать помощь адмиралу Колчаку, победоносно подходившему к Волге... Предоставленный самому себе, адмирал Колчак был раздавлен и начал отход на Восток". Но если сам Колчак отнюдь не спешил на соединение с Деникиным, тогда за эскападами Врангеля не стоит ничего, кроме неудовлетворённого честолюбия.
По счастью, нам не надо гадать, каковы были подлинные намерения Колчака. В отличие от Керсновского, исследовавшего вопрос по свежим следам, нас от событий Гражданской войны отделяет столетний интервал. Опыт её, и с красной, и с белой стороны подробно изучен во множестве монографий. Одним из таких исследований является биография адмирала Колчака, написанная П. Зыряновым (Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. - М.: Молодая Гвардия, 2012). Рассматривая жизнь своего героя во всех аспектах, порой даже совершенно неожиданных, этот историк не может пройти мимо весеннего наступления армии Колчака в 1919 году.



Верховный правитель А.В. Колчак перед строем своих бойцов. 1919 год.

Начать генеральное наступление Колчак планировал в апреле. Но разработка его планов велась ещё с первых чисел января. Зырянов, со ссылкой на Р. Гайду, категорически утверждает, что основная идея наступления состояла в нанесении главного удара на север-запад, по направлению Пермь - Вятка - Вологда. Такое наступление при удачном его развитии позволяло соединиться с войсками генерала Е.К. Миллера, а затем сообща развивать наступление на Москву.

Однако, как пишет дальше Зырянов, существовал и альтернативный план. В то время, как Врангель настойчиво толкал Деникина с основными силами на Царицын и далее - на соединение с Колчаком, в армии самого Колчака атаман А.И. Дутов (харизматичный вождь и толковый военный учёный, но посредственный полководец) точно так же звал армию на соединение с Деникиным. Двигали Дутовым не стратегические соображения, а своекорыстный интерес: его Оренбургская армия терпела поражения от красных и понесла значительные потери, которые он рассчитывал восполнить за счёт прибытия основных сил Колчака. А для этого - усиленно врал на военных совещаниях, доказывая, что его войска прочно держат оборону и обеспечены всем необходимым.



Атаман А.И. Дутов

Примечательно, что план Дутова идти на соединение с Деникиным был отметён практически по тем же самым соображениям, по которым Деникин отмёл план Врангеля. Проблематично было в степях под Оренбургом сосредоточить значительный войсковой кулак. Расположение железных дорог было таково, что из Москвы можно было попасть в Оренбург прямым путём, а из Омска - только через Самару, контролируемую красными. Таким образом, армия подставляла себя под удар, даже не успев развернуться к наступлению и позволяла бить себя по частям, чего Колчак, как разумный стратег, хотел избежать. Кроме того, Деникин не признавал в то время главенства Колчака (именно по причине невозможности непосредственной связи с ним и его армией), и во избежание конфликтов было сочтено за благо, чтобы каждый действовал самостоятельно. Зырянов приводит слова Колчака, сказанные по этому поводу: "Кто первым войдёт в Москву, тот будет хозяином положения".

Впоследствии планы были несколько скорректированы: Чтобы восстановить положение на фронте до декабрьского наступления красных, решили направление главного удара временно перенести на Уфу, чтобы затем развивать наступление к границам Самарской и Казанской губерний. Но план Дутова отклонили окончательно.

Таким образом, что же получается? В то самое время, когда Врангель предполагал двигаться "навстречу" Колчаку, Колчак, оказывается, шёл не "навстречу", а совсем в другом направлении. И если бы Деникин принял план Врангеля, его армия наступала бы не только в оперативном вакууме, но и просто шла бы в пустоту. Соединяться ей было не с кем.



Генерал П.Н. Врангель

В общем, подтвердим прошлый вывод, уже сделанный Керсновским: Московская директива Деникина не была ошибкой. Как полководец, Деникин действительно сделал всё, от него зависящее, для победы. А попутно заметим, что эмоции и оскорблённое честолюбие - плохой советчик там, где от нашего решения зависят жизни многих людей. Потому да не будем торопиться с осуждением, если что-то нам и покажется неправильным.

История Отечества, Колчак, Врангель, Гражданская война, Дутов, Деникин, Белые

Previous post Next post
Up