Светлой памяти святого Патриарха

Nov 18, 2013 00:15


Оригинал взят в http://www.pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamyat-svyatitelya-tixona-patriarxa-moskovskogo-i-vseya-rusi/

18 ноября православные отмечают память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.




Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище - Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре - в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем - плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря.

Такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых - величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом.

Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.



Арест святителя Тихона Московского большевиками

Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1924 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова.

***

По свидетельству того же ПРАВМИРА, в то время даже в церковных кругах порой раздавались голоса: "Как можно? Он же антисоветчик!" Время все расставило по местам.


Предлагаю благосклонному вниманию читателей своего ЖЖ несколько высказываний святителя Тихона. Оригинал см. в http://www.pravmir.ru/9-let-patriarxa-tixona-pri-sovetskoj-vlasti/ и http://www.pravmir.ru/intervyu-s-patriarxom-tixonom-svyatitelem-rossijskim-cerkov-vozrozhdaetsya-k-borbe/

1) По поводу начала большевистского террора против Церкви: "Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной".



Большевики грабят храм.
Обратите внимание на их лица - и, ради Бога, не надо больше ля-ля,
что это, дескать, одни жиды во всём виноваты.
Христопродавцев в те окаянные дни и среди русских было достаточно.

2) По поводу Брестского мира: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери. А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество…

Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества… И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».



Немцы встречают советскую делегацию для подписания Брестского мира



Карта, показывающая территориальные потери России по Брестскому миру.
Миру, который даже Ленин считал позорным. А святитель Тихон - тем более.

3) О расстреле Царской Семьи: «Наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим.  Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России, и из любви к ней. .. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают».

4) О Гражданской войне, которую признавал великим бедствием: «Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца… Умоляйте милосердие Божие о спасении и помиловании России». Правда, я не понимаю, как некоторые из этих слов умудряются заключить, будто святитель не одобрял Белого Движения...

Скорее, напротив. Обращаясь к большевикам, святитель писал: "Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведёте?" И далее, обращаясь к Ленину, по поводу начавшейся кампании осквернения святынь и вскрытия мощей: «Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отчески вещать народ: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». В то же время, правда, святитель обращается к пастве: «Умоляем вас не отходить от единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения…» Эти слова можно при желании истолковывать как осуждение Белого Дела, но не будем забывать: в захваченной большевиками Москве Патриарх не был вполне свободен в высказывании своих мыслей - его заботой было сохранять Церковь до последней крайности. В то же время он предоставляет епархиальным архиереям полную свободу действий "ввиду отсутствия связей с Москвой". То есть, фактически, санкционирует созванные белогвардейцами церковные совещания.

5) Об изъятии церковных ценностей под предлогом помощи голодающим:

"Близ Пасха Господня. Наступает праздник величайшей любви Бога, явленной Им к сущим в мире человекам (Ин. 13, 1). «Возлюбленные, - говорит Апостол любви. - если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11). «По тому и узнают все, что Вы Мои ученики, сказал Христос, если будете иметь любовь между собою (Ин. 12, 35).
Этот завет Христов братской любви должен преподноситься нам особенно теперь, когда страна наша поражена голодом, когда с Поволжья, некогда житницы нашей, несутся вопли братьев наших: «помогите и спасите».
Много раз стучали мы в сердца Ваши, взывая о помощи несчастным страдальцам. Теперь помощь им хотят находить у церквей, отбирая у них церковные ценности. Спаситель упрекал фарисеев за то, что они, не желая помогать близким себе, - отцу и матери, жертвовали полагающееся им Богу (Мф. 15, 5), тогда как «Он не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, но Сам дая всем жизнь, дыхание и все» (Деян. 17, 25) . Приводим это на память потому, чтобы благовидными предлогами не оправдывать Вам скупости и черствости своей. Нужно, чтобы подаяние Ваше шло как благословение, а не как побор, чтобы оно было по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотодателя любит Бог (2 Кор. 9, 5(7).
И посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять и требовать от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при святом причащении, не могущие, по канонам, иметь употребления не священного, подлежат выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого, не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе, ибо не ко мщению и возмущению мы зовем их, а к любви Христовой.
Бог силен, обогатит Вас, братие, всякою благодатию, чтобы Вы всегда и во всем имели всякое довольство и были богаты на всякое доброе дело и на всякую щедрость (2 Кор. 9, 8-11)". (см. http://www.pravmir.ru/poslanie-patriarxa-tixona-po-povodu-ekscessov-imevshix-mesto-pri-izyatii-cerkovnyx-cennostej/, с указанием на архивный источник).



Архиудачный портрет святителя Тихона. Патриарх на нём - печальних земли Русской.

6) По поводу своей собственной анафемы большевикам (и после очередной серии убийств священников): "Да, настало, наконец, время, когда Церковь возвышает свой голос, когда больше не может она оставаться равнодушной при виде всего, что творится на несчастной родине. Теперь она возрождается к новой жизни и к борьбе… Выступление ее отнюдь не политическое, а только моральное. «Изымите злое от вас самех» - по выражению Священного Писания. Отлучение состоит в том, что Церковь отметает от себя явных убийц и грабителей мирян и осквернителей и посягателей на достояние храмов. Миряне же поддерживают в этом Церковь, прерывая общение с отлученными. Пусть отец и мать откажутся от такого сына, братья и сестры - от такого брата, и пусть родные и знакомые отвернутся от него, как от прокаженного".

7) По поводу отношения к советской власти: "Мы не призываем к бунту, к бунту против власти, но только к борьбе против ее уродливых и преступных порождений. Власть может быть монархической или республиканской, кадетской или большевистской, но не должна она безнаказанно вызывать подобных беспримерных потрясений и разложения нравственных основ".

8) По поводу религиозного образования в школах: "Искренне удивляюсь. Авторы декретов (сказано в 1918 году - М.М.) не замечают противоречия с провозглашаемой ими свободой совести. Пусть они веруют во что хотят, но пусть и другим дадут возможность веровать по-своему. Да вот, я был в Америке: там во всех школах нет преподавания Закона Божия, но по субботам учащимся предоставляется возможность сообразно вероисповеданию, к которому они принадлежат, получать образование по этому предмету."



Николай Бухарин - один из тех, кто от имени советской власти
призывал перенести революцию на Небеса.
Окончил жизнь - в тюремном подвале.
Бог поругаем не бывает.

9) По поводу богоборческих высказываний некоторых советских лидеров: "Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного".

***

А ещё в церковных кругах бытует любопытная легенда - уж не знаю, насколько правдивая. Говорят, что при строительстве Мавзолея Ленина повредили трубу с канализацией - и мумию "вождя мирового пролетариата" обильно забрызгало нечистотами. Когда об этом сообщили святителю Тихону, он отреагировал более чем остроумно: "По мощам - и миро".

***

И всё-таки любопытно Промысл Божий сводит воедино даты. Всего два дня отделяют в календаре день рожденья верховного правителя Белой России адмирала А.В. Колчака и день памяти святителя Тихона. Сам же день памяти святителя совпадает с датой провозглашения Колчака верховным правителем России. Эти имена действительно связаны, что бы ни утверждали околоцерковные и просто нецерковные либералы и подпевающие им красные "монархисты" из "Опричного братства" и подобных ему организаций.




Во всяком случае, официальный сайт Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами www.pobeda.ru не сомневается в благословении святителя Тихона Колчаку и его войскам, приведя текст письма Патриарха, доставленного адмиралу Колчаку священником вместе с фотографией образа свт. Николая Чудотворца, осквернённого большевиками: "Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6 декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением "Спаси Господи люди Твоя" всеми молящимися на коленях. И вот 6 декабря 1918 г. верный Вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: "Спаси Господи." Прибывшие войска разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, было отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест. В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. На стене Кремля была сделана надпись: "Смерть вере - опиуму народа". На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушаемый подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь "Спаси Господи!" - флаг спал с Образа Чудотворца. атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые. И место было очищено. На следующее раннее утро по благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России" (http://www.pobeda.ru/content/view/5046/)

Наши святые, История Отечества, Православие, Гражданская война

Previous post Next post
Up