В час боёв нашли Рейхстаг,
И на нём два верных сына -
Русский сын и сын грузина -
Водрузили красный флаг
С. Михалков
Герой Советского Союза Михаил Алексеевич Егоров.
5 мая сего года исполнилось ровно 100 лет со дня рождения человека, ставшего одним из символов Великой Победы нашего народа над нацистской Германией. Даже дата его рождения оказалась глубоко символичной, ибо родился он за четыре дня до Дня Победы (который, правда, в те годы так ещё не назывался и праздничного статуса не имел) за день до праздника святого Георгия Победоносца - дня, в который в дореволюционной России традиционно чествовали воинов. И сам этот человек стал истинным победоносцем. Я говорю о Герое Советского Союза Михаиле Егорове (1923 - 1975), одном из троих советских бойцов, водрузивших Знамя Победы над Рейхстагом. В советские годы его имя знал каждый школьник. Увы, поколениям современной молодёжи Михаил Егоров известен куда меньше.
Михаил Алексеевич Егоров родился 5 мая 1923 года в русской крестьянской семье, проживавшей в деревне Ермошенки Смоленской области. Помимо Михаила, в дружной и трудолюбивой семье Егоровых было восемь человек детей. Семья была бедной, да и время не ахти, какое изобильное, так что наш герой успел получить только начальное школьное образование, после чего пошёл работать в колхоз. Сперва трудился, как и многие деревенские мальчишки многих поколений за сотни лет до него, пастухом, затем, когда подрос - вагонетчиком на торфоразработках.
Там же, в колхозе, Михаила Егорова, 18-летнего комсомольца, застало известие о начале Великой Отечественной войны. В армию Егоров уйти не успел - вскоре его деревня подверглась немецкой оккупации. Что творили немецкие оккупанты на захваченных русских землях, какими методами они реализовывали свою национальную и экономическую политику, на страницах этого журнала сказано немало, повторяться считаю излишним. Михаил Алексеев был молод, к тому же получил хорошее патриотическое воспитание, так что сидеть, сложа руки, он не собирался. Очень скоро ему удалось сплотить вокруг себя в родной деревне подпольную группу из 15 человек - такой же молодёжи, не успевшей уйти в армию и не желавшей служить немецким захватчикам. Вскоре ребятам удалось найти склад с оружием, оставленный отступающими частями Красной Армии в надежде, что кто-нибудь развернёт в тылу врага партизанскую борьбу. Егоров и его товарищи, вероятно, полагали использовать это оружие для совершения диверсий, однако события их опередили. Весной 1942 года захватчики начали перепись молодёжи для отправки её на каторгу в Германию. Ехать трудиться во славу "тысячелетнего рейха" ни Егоров, ни его друзья не собирались. Михаил Алексеевич решил уводить своих соратников к партизанам. В лесу они довольно быстро наткнулись на группу партизан-подрывников, имевших задание уничтожить мост на дороге Рудня - Демидов. Егоров вызвался быть проводником партизан. Задание было блестяще выполнено, однако в приёме в отряд Егорову и его товарищам тогда отказали. Молодым людям посоветовали вернуться в родную деревню и продолжить сбор оружия. Его на местах боёв осталось множество. Вскоре арсенал группы Егорова пополнился ручным пулемётом, двумя немецкими автоматами и тремя винтовками.
Родной дом Героя Советского Союза Михаила Егорова на Смоленщине.
Современное фото.
Лишь 5 мая 1942 года, в день своего 19-летия Михаил Егоров был принят в партизанский отряд. Руководил отрядом Сергей Гришин (будущий Герой Советского Союза). Отряд насчитывал в своих рядах более 700 человек, однако назывался "Тринадцать" - по одноимённому героико-приключенческому советскому фильму, посвящённому борьбе Красной Армии с басмачами. Гришин сразу отметил ловкость и сообразительность Егорова и его хорошее знание местности, потому молодой боец был зачислен во взвод разведки. Первое задание, которое Михаил Егоров получил в качестве партизана, состояло в том, чтобы разведать силы и расположение немецкого гарнизона в посёлке Каспля, на который партизаны планировали налёт. Егоров с поставленной задачей блестяще справился, установив, что в Каспле находятся 200 гитлеровских солдат и офицеров, занимающие кирпичные здания в центре посёлка и имеющие в своём распоряжении 4 бронетранспортёра. Михаилу Алексеевичу удалось также засечь расположение вражеских миномётов. В результате 10 мая 1942 года партизаны успешно атаковали Касплю, уничтожив несколько десятков фашистов и два из четырёх бронетранспортёров. Принял участие в этом налёте и Егоров.
В июле 1942 года отряд Гришина был разукрупнён и разделён на несколько. Михаил Егоров оказался в отряде, которым командовал Иван Садчиков. Задания, которые ему приходилось выполнять, были разнообразны - от сбора оружия на местах боёв и распространения по деревням и посёлкам листовок со сводками Совинформбюро до диверсий на железных дорогах и актов возмездия против предателей-полицаев.
В 1943 году отряд Садчикова был передислоцирован в Белоруссию, в знаменитую Полоцко-Лепельскую партизанскую зону. Во время боёв в Белоруссии Егоров стал командиром разведгруппы из 18-ти человек. За время борьбы в Белоруссии группа Егорова смогла захватить 14 "языков" и пустила под откос пять вражеских эшелонов. Всего Михаил Алексеевич участвовал в 45 партизанских акциях. Эта его служба была по достоинству оценена советским командованием - Егоров получил Орден Красной Звезды и медаль "Партизану Великой Отечественной".
Бой партизан с немецкими захватчиками.
В мае 1944 года западнее Витебска отряд Садчикова перешёл линию фронта и соединился с наступающими советскими войсками. При выходе из окружения Михаил Егоров был ранен и попал в госпиталь. Лечение продолжалось до осени, после чего медицинская комиссия сочла Михаила Алексеевича негодным к строевой службе и вернула 21-летнего ветерана в родную деревню. Егорова избрали председателем колхоза. Казалось бы, можно было успокоиться - свой долг перед Родиной он выполнил, к тому же в тылу работы было море, работы крайне необходимой для армии и крайне тяжёлой. Однако Михаил Алексеевич рвался на фронт. Несколько раз он подавал заявления в военкомат с требованиями призвать его в армию, и в декабре 1944 года добился своего. Среди земляков из уст в уста передавалась легенда, будто военком сдался только после того, как бывший партизан заявился к нему с гранатой (из которой он предусмотрительно вынул запал) и, угрожая взорвать её, потребовал выписать ему повестку в армию. Так или иначе, но своего Егоров добился и оказался в рядах 756-го стрелкового полка 150-й гвардейской стрелковой дивизии.
Михаил Егоров - солдат 150-й гвардейской стрелковой дивизии
В рядах этой дивизии Егоров встретил человека, имя которого последующие поколения историков неизменно будут ставить рядом с его собственным именем. Как-то на привале к Егорову подошёл солдат, поздоровался и сообщил, что они - "земляки". Солдат разговаривал с характерным кавказским акцентом, да и на лицо был Егорову незнаком. В ходе разговора выяснилось, что звали солдата Мелитон Кантария, что родом он на самом деле - из Грузии. "Земляком" же Егорова он назвал себя, поскольку отличился в боях за оборону Смоленска и был ранен в этом городе. С тех пор Егоров и Кантария стали друзьями, неоднократно им случалось вместе выполнять боевые задания.
Особенно отличились Егоров и Кантария в боях за населённый пункт Кунерсдорф - тот самый, под которым русская армия 200 лет тому назад, в XVIII веке, уже нанесла сокрушительное поражение немцам. Батальон, в рядах которого служили Егоров и Кантария, оседлал стратегически важную дорогу и выслал разведвзвод к мосту. Но у моста разведчики нарвались на засаду фашистов и попали под сильный огонь.
Командир взвода лейтенант Лозовицкий был убит. Оставшиеся бойцы разделились на три группы. Одна из них, которую возглавил сержант Кухтин, завязала с немцами фронтальный огневой бой, отвлекая внимание на себя, а две другие - как раз с Егоровым и Кантарией во главе - обошли немцев с флангов. В это время группа Кухтина начала притворный отход, немцы поспешили их преследовать и угодили в окружение. Сам Егоров лично бросился к позициям противника и забросал их гранатами, уничтожив до 12-ти гитлеровцев и одного захватив в плен.
Егоров и Кантария в 1945 году.
Случай отличиться в очередной раз Егорову предоставился 30 апреля 1945 года, в ходе боёв за Рейхстаг. И именно этот подвиг обессмертил его имя.
Рейхстаг обороняли отборные эсэсовские подразделения, понимавшие, что за совершённые на оккупированных территориях преступления снисхождения им ждать не приходится, и потому отбивавшиеся отчаянно. Когда до Рейхстага оставались последние 100 метров, советская пехота залегла под ураганным вражеским огнём. Тогда лейтенант Берест и бойцы Егоров и Кантария подползли к зданию вплотную, после чего, развернув знамя, ворвались внутрь. Согласно наградным документам, именно Егоров был первым советским военнослужащим, проникшим в здание Рейхстага.
Следует сказать, что представляло из себя Знамя Победы. На Рейхстаг нацеливалась 3-я Ударная Армия, в состав которой входила 150-я гвардейская Идрицкая дивизия. Командование армии решило изготовить 9 штурмовых знамён по числу дивизий в армии и раздать их в дивизии. Та из них, которая первой выйдет к Рейхстагу, и должна была поднять над ним символическое Знамя Победы. Знамёна шили из трофейного сукна и расписывали вручную, нанося на полотнища советскую государственную символику (звезду, серп и молот) и наименования дивизий. Вот такое знамя и несли Егоров и Кантария, прикрываемые другими бойцами батальона Неустроева.
Бой в здании Рейхстага
Михаил Егоров под знаменем.
В 21 час 30 минут 30 апреля группа Егорова, Кантарии и Береста пробилась на второй этаж здания Рейхстага и выставила знамя в окно. Батальон Неустроева двинулся дальше, занимая верхние этажи. Поздно вечером Егоров, Кантария и Берест получили приказ поднять Знамя Победы над куполом Рейхстага. Несмотря на то, что верхние этажи здания были уже заняты бойцами Неустроева, задача перед знамённой группой стояла довольно трудная. Лестничные пролёты здания были частично разрушены боями. В подвале продолжали обороняться эсэсовцы. Немало недобитых фашистов находилось и снаружи здания. Заметив знамённую группу, эти немцы немедленно открыли по ней огонь.
Вот что вспоминал после войны сам Михаил Алексеевич: "Когда мы начали подниматься к куполу Рейхстага, немцы заметили нас со знаменем и открыли сплошной огонь из минометов и пушек. Мы вынуждены были откатиться от купола к краю крыши. На самом краю крыши стоял огромный бронзовый конь, он крепился на такой же большой бронзовой плите. На коне сидел всадник с вытянутой рукой. Я говорю, давай быстро привяжем знамя к руке, чтобы было видно, что оно уже наверху. Так и сделали, а сами спрятались под плиту этого памятника, которая была пустотелой и под ней могли бы разместиться человек семь-восемь.
Немцы это увидели, развернули пушку и ударили по коню, пробив его. Вторым точным попаданием разрывного снаряда с близкого расстояния сбили знамя, которое получило четыре пробоины и упало на крышу, и древко его сломалось в нескольких местах. Стали присматриваться, куда бы его еще пристроить. Закрепить нечем, чехол от знамени тоже посекло осколками. Увидел сквозную пробоину в туловище бронзового коня, и кое-как сверху в нее просунул знамя. И опять прыгнул под плиту. Тут наши артиллеристы как дали из "Катюши" по немецкой пушке, полчаса ничего вокруг не было видно. Когда развиднелось, стали прикидывать, как же знамя на куполе закрепить" (конец цитаты).
Подвиг Егорова и Кантарии.
Изображение исторически корректно, в отличие от многих других:
Знамя Победы было поднято над Рейхстагом ночью.
А вокруг ещё кипел бой.
Несмотря на то, что поднять знамя на купол не удалось, оно было хорошо видно на фоне вечернего неба, озарённого светом прожекторов, пламенем пожаров и вспышками разрывов. Поэтому Егоров и Кантария спустились вниз и доложили, что задание выполнено. Наутро им предстояло снова подняться наверх, чтобы закрепить знамя на стеклянном куполе Рейхстага. Купол был разбит в ходе боёв, подняться на него представляло собой серьёзную проблему. В металлической обрешётке оставалось множество осколков стекла, о которые бойцы резали себе руки. Когда знаменная группа почти добралась до верхней части купола, поперечный переплёт конструкции обвалился, и Михаил Алексеевич едва не сорвался вниз. Ему удалось удержаться, повиснув на одной руке, помогла зацепившаяся за конструкцию телогрейка. Кое-как подтянувшись, Егоров продолжил карабкаться. Вслед за ним взбирался Кантария. "Если бы вы видели израненные ладони моего отца! - вспоминала после войны дочь Егорова. - Купол Рейхстага был из стекла и металла. Когда папа подтягивался, чтобы закрепить знамя, сильно порезался. Глубокие шрамы остались на всю жизнь".
Добравшись до верхней площадки купола, Егоров и Кантария закрепили Знамя Победы в металлической трубке, в которой с 1933 года был укреплен флаг "третьего рейха". Теперь нацистскому государству приходил конец, и над Берлином взвивался флаг победителей. А снаружи Рейхстага ещё кипел бой, любая шальная пуля или осколок могли положить конец усилиям Егорова и Кантарии.
Момент установки красного знамени над куполом Рейхстага, тем не менее, был запечатлён фотографом Анатолием Морозовым. Это единственный кадр, изображающий Егорова и Кантарию на крыше Рейхстага. Все другие фото на эту тему были постановочными и изображали совсем других людей, которых корреспонденты специально просили позировать "для истории".
Егоров и Кантария на куполе Рейхстага.
Единственное фото, запечатлевшее подвиг знаменосцев Победы.
Автор исторического фото - Анатолий Морозов.
Подлинник хранится в музее М.А. Егорова.
Михаил Егоров вскоре после присвоения звания Героя Советского Союза.
За водружение над Рейхстагом Знамени Победы Михаил Егоров 18 мая 1945 года был награждён Орденом Красного Знамени, а спустя год - 8 мая 1946 года - удостоился почётного звания Героя Советского Союза.
В послевоенные годы Михаил Егоров некоторое время продолжал служить в армии. В 1947 году он вышел в отставку и вернулся в родную деревню Ермошенки, к покинутой им недавно должности председателя колхоза. Проработав в этой должности несколько лет, он был направлен в Смоленск, в местную совпартшколу. Окончив её, он перешёл на хозяйственную работу, работал на молочно-консервном комбинате в Рудне, затем в заготовительных организациях, был финагентом. Жил ветеран скромно, о личном благополучии особо не пёкся. Его дом был всегда открыт для людей, нуждавшихся в совете или помощи.
Дружба Егорова с Кантарией, начавшаяся военной зимой 1944 года, не прекращалась и после войны. Знаменосцы победы часто ездили друг к другу в гости, переписывались. В 1965 году, на параде, посвящённом 20-летию Великой Победы, Егоров и Кантария пронесли Знамя Победы по брусчатке Красной Площади, надев парадные мундиры времён Великой Отечественной войны.
Егоров и Кантария сохранили дружеские отношения и после войны.
Егоров и Кантария на Параде Победы 9 мая 1965 года на Красной Площади.
На знаменосцах Победы - парадные мундиры образца 1945 года.
Остальные военные, попавшие в кадр, - в форме брежневских времён.
Михаил Егоров был женат. С будущей супругой Александрой Егоров познакомился в 1943 году, когда комиссованный Егоров возвращался в родную деревню. Егоров шёл пешком из Рудни в деревню, а Шура (так впоследствии звал её Михаил Алексеевич) направлялась ему навстречу - в Рудню. Встреча состоялась на полпути между райцентром и деревней Бардино. Будущие супруги одновременно присели отдохнуть на стог сена, и между ними завязался разговор. В августе 1945 года, когда Егоров снова приехал на Смоленщину - в краткосрочный отпуск - молодые люди поженились. Брак оказался счастливым, у супругов родились три дочери - Валя, Тамара и Ира. Которая из них вспоминала об изрезанных на Рейхстаге ладонях отца, мне точно не известно, но все три женщины из младшего поколения Егоровых бережно сохраняли память об отце и его боевом прошлом.
Жизнь ветерана оборвалась 20 июня 1975 года. Незадолго до кончины, как повествует Александр Зрячкин, Михаил Алексеевич купил автомашину "Волга". На ней в начале лета 1975 года он отправился в гости к сестре в Демидовский район, но до места назначения не доехал. Герой Битвы за Берлин погиб в автокатастрофе: на повороте его легковушку на полной скорости протаранил большегрузный фургон. Останки Героя Советского Союза Михаила Егорова были преданы земле у стены Смоленского Кремля, там же установлен бюст героя. Одна из улиц Смоленска носит его имя.
Могила Михаила Егорова у стены Смоленского Кремля.
__________________________
При написании статьи использованы:
1)
Биографическая статья о Михаиле Егорове на сайте "Герои страны".
2)
Статья Алексея Волынца к столетию Михаила Егорова на сайте ИТАР ТАСС.
3)
Статья о Михаиле Егорове на "Яндекс-дзене".
4)
Статья Александра Зрячкина (
alnikol) о Михаиле Егорове.