Когда-то я уже
писал о происшествии на станции Пирлица, где румынские "союзники"-предатели попытались остановить дроздовцев на их пути и отобрать у них паровозы. 105-летний юбилей Похода Яссы-Дон, отмечаемый в марте сего года, заставляет снова обратиться к этой теме и вспомнить одного из активных участников событий. Я говорю о начальнике радиотелеграфной станции дроздовского отряда Георгии (Юрии) Николаевиче Гране.
Дроздовец Георгий (Юрий) Николаевич Гран
Гран Георгий Николаевич (1884 - 1919) - русский инженерный офицер, участник Белого Движения на Юге России, ветеран Первой Мировой войны, в ходе которой дослужился до подполковника. Вместе с отрядом М.Г. Дроздовского проделал знаменитый Поход Яссы - Дон в качестве начальника радиотелеграфной станции отряда.
Георгий Николаевич Гран родился 14 апреля 1884 года в селе Дуровка Сердобского уезда Саратовской губернии. Село принадлежало его отцу, Николаю Карловичу Грану, финскому шведу по национальности, потомственному дворянину и потомственному военному. Гран-старший, всю свою сознательную жизнь прослуживший России, давным-давно принял Православие, желая быть ближе к русскому народу. Жена его была русской (девичья фамилия Линтварёва), уроженкой Сумщины.
Детство Юры Грана прошло в родной деревне, где он активно играл с крестьянскими ребятами, будучи в этих играх постоянным заводилой. Старожилы Дуровки вспоминают, что Юра отличался полным отсутствием какой-либо заносчивости - сказывалось данное ему в семье христианское воспитание. В семье Гранов всегда хранилось много оружия, и Юра, приезжая домой на каникулы, охотно давал крестьянским мальчишкам из него пострелять, чем приводил их в восторг. Впоследствии, будучи уже взрослым, Гран собрал внушительную коллекцию ружей, пистолетов и револьверов. На эту коллекцию в архивах даже сохранились некоторые документы - она была уникальной. Но, к сожалению, до наших дней не сохранилась - пропала во время Гражданской войны.
Георгий Гран в детстве
Не меньше, чем стрельбу, юный Гран обожал верховую езду. Рассказывают, что однажды его любимый конь по кличке Седой увяз в болоте, и крестьянам сообща пришлось вытаскивать несчастное животное. Привлекли также мужиков из соседней деревни Арцебасово. После того, как конь был успешно спасён, Гран угостил всех участвовавших в "спасательной операции" крестьян роскошным ужином.
По примеру деда - генерал-майора, Юра Гран с юных лет мечтал о военной службе. Военное образование он получил во II-м Московском Императора Николая I кадетском корпусе и престижном Александровском военном училище. Александровское училище считалось пехотным, однако Гран при распределении предпочёл службу военного инженера и, получив чин подпоручика, распределился в 4-й сапёрный генерала Э.И. Тотлебена батальон, с которым и была связана вся его дальнейшая служба до самой революции.
Батальон квартировал в Гродно. Именно там будущий герой Белого Движения встретил свою будущую невесту - Маргариту Карловну Минаци. Они поженились в 1906 году. Брак оказался счастливым. В семье родилось двое сыновей - Мстислав и Ярослав.
Георгий Гран с супругой Маргаритой Карловной.
Георгий Николаевич Гран принимал участие в Первой Мировой войне в качестве офицера своего 4-го сапёрного Генерала Э.И. Тотлебена батальона. В каких конкретно сражениях ему довелось отличиться, мне не удалось найти информации. Известно только, что к осени 1917 года он имел чин подполковника и находился на Румынском фронте.
После большевицкого переворота, когда русский фронт Первой Мировой войны окончательно рухнул, в рядах офицеров, сохранявших верность Родине и присяге, быстро вызрела идея пробираться на Дон, где генералы Корнилов и Алексеев формировали Добровольческую Армию. В Яссах полковник Замосцкого полка М.Г. Дроздовский - талантливый штабист - сообразив, что с вооружённым отрядом на Дон через захваченную врагом Украину будет пробиться легче, объявил о формировании Бригады Русских Добровольцев. Одним из первых к этой бригаде присоединился Георгий Гран. А когда в распоряжении бригады оказалась исправная радиотелеграфная станция, Георгий Николаевич, как человек, умевший управляться с подобной техникой, стал её начальником.
Георгий Николаевич Гран в мундире 4-го сапёрного Генерала Э.И. Тотлебена батальона.
9 марта 1918 года отряд Дроздовского (бригадой он называться перестал, поскольку численность его не намного превышала тысячу человек - меньше полка мирного времени!) начал грузиться в эшелоны для отправки в русскую Бессарабию. К этому времени территория Украины, в соответствии с Брестским миром, отошла под немецкую оккупацию, Румыния, получив у себя в тылу крупную группировку австро-германских войск, запаниковала и завела переговоры о сепаратном мире, и русский военный отряд стал для неё костью в горле. Немцы, понимая, что отряд Дроздовского, скорее всего, займёт по отношению к ним непримиримо враждебную позицию, настойчиво требовали его разоружения, однако попытки такого разоружения со стороны румын неизменно жёстко пресекались дроздовцами.
Теперь же, поскольку отряд разместился в эшелонах и отправлялся в Россию по частям, румыны решили, что им предоставляется удобный случай выполнить требования немцев. На железных дорогах безраздельно распоряжались румынские офицеры, дроздовцы же оказались разделены, так что серьёзного сопротивления румыны не ожидали. И вот, на станции Пирлица один из дроздовских эшелонов - тот, в котором следовали артиллерия и конница отряда - был бесцеремонно остановлен. Первым делом румыны отцепили от этого эшелона паровоз под предлогом того, что локомотив нужен им самим. А затем потребовали сдать им всё имевшееся в эшелоне военное имущество. Вероятно, они рассчитывали, что, захватив у дроздовцев пушки (артиллерия во все века считалась лучшим трофеем), они смогут набить себе цену в глазах своих новых хозяев. Однако командовавший дроздовской артиллерией Борис Колзаков вызвал подмогу.
Дроздовцы грузятся в эшелон для отправки в Россию.
Март 1918 года, начало Похода Яссы - Дон.
Подробно инцидент на станции Пирлица я разбирал
здесь, желающие легко могут освежить его в памяти. Сегодня наша задача - идти следом за Георгием Граном. В примчавшемся на подмогу Колзакову дроздовском эшелоне находился именно он со своими подчинёнными - персоналом радиотелеграфной станции, а также несколькими пулемётчиками и артиллеристами. Гран как старший по чину принял на себя командование всем прибывшим отрядом. Распорядившись вытащить на крышу эшелона пулемёты и быть готовыми открыть огонь, он ещё на ходу выскочил из вагона и решительно направился к румынам, которые как раз в это время попытались арестовать Колзакова. Наделённый огромным ростом, широкоплечий, с карабином за плечами и револьвером на поясе, Гран производил устрашающее впечатление. И шутить с бывшими союзниками он явно не намеревался.
Увидев, что группа румынских офицеров о чём-то на повышенных тонах разговаривает с Колзаковым и что один из этих офицеров держится особенно развязно - громко и раздражённо кричит на дроздовцев, не вынимая при этом рук из карманов, - Гран подошёл к нему и вежливо осведомился, в чём дело и почему эшелон Колзакова задержан. Румын в ответ нагло заявил, что это не его, подполковника Грана, дело, что на станции хозяин - он, румынский капитан, и он не позволит никому распоряжаться. Но Гран решительно перебил наглеца. "Вы говорите с русским офицером, - отчеканил он, - а потому прежде всего извольте принять воинский вид и вынуть руки из карманов. А во-вторых, пока на этой станции есть хоть один русский офицер, он - здесь хозяин, а не Вы". Румын попытался заспорить, однако Гран, не слушая более ни слова, с размаху закатил ему пощёчину такой силы, что капитан отлетел на приличное расстояние. В ту же секунду над головами румын протрещали несколько пулемётных очередей - это открыли предупредительный огонь дроздовские пулемётчики, заранее по приказу Грана занявшие удобную позицию для стрельбы и теперь грозившие перебить весь румынский батальон.
Появление на станции вооружённой русской силы, готовой немедленно вступить в бой, стало для румын полной неожиданностью. В результате бывшие союзники, побросав оружие, в панике попрятались, кто куда, даже не помышляя о сопротивлении. Дроздовцы же, пользуясь замешательством румын, немедленно завладели всеми паровозами на станции, не только обеспечив себе возможность двигаться дальше, но и лишив такой возможности румын. О том, чтобы разоружить отряд, бывшим союзникам думать уже не приходилось.
Группа дроздовцев-артиллеристов у эшелона.
Г.Н. Гран успешно проделал вместе с отрядом Дроздовского весь поход Яссы - Дон, принимал участие в освобождении Ростова и Новочеркасска, а затем сражался в рядах Добровольческой Армии Деникина. В 1919 году он умер от тифа.
Сыновья Георгия Николаевича после окончания Гражданской войны остались в России. Оба они добровольцами принимали участие в боях Великой Отечественной. Мстислав Юрьевич (по советским документам у сыновей Грана было именно такое отчество) из-за плохого зрения мог избежать мобилизации. Но настоял на своей отправке на фронт и пропал в Вяземском котле осенью 1941-го (по другим данным - погиб в декабре 1941 года). Младший, Ярослав Юрьевич, перед войной успел получить образование инженера-строителя. Он ушёл в Московское ополчение, принимал участие в Битве за Москву, был удостоен наград - медалей "За боевые заслуги" и "За оборону Москвы". Ордена Отечественной войны II степени. Ярослав Гран пережил войну и скончался в глубокой старости в 1986 году. Что ж - у них перед глазами был достойный пример для подражания.
_____________________________
При написании статьи использованы:
1)
Биографические материалы с сайта "Офицеры РИА"
2)
Биографическая статья о Г.Н. Гране с сайта "Картотека дроздовцев".