День памяти адмирала Колчака. 103 года со дня мученической кончины.

Feb 07, 2023 19:20

7 февраля - одна из самых трагических дат в истории Белого Движения. Да и в истории России, пожалуй, тоже. 7 февраля 1920 года, 103 года тому назад, на льду Ангары большевики без суда, в порядке "революционной целесообразности" расстреляли адмирала Александра Васильевича Колчака, свергнутого Верховного Правителя белой России, и его премьер-министра Виктора Пепеляева.




Колчак был выдан на расправу иркутскому эсеро-меньшевицкому Политцентру "союзниками" во главе с генералом Жаненом. Причина предательства была тривиальна: Колчак категорически отверг притязания иностранцев на руководящую роль в русской Гражданской войне, Колчак категорически и неоднократно отказывался обсуждать с "союзничками" раздел территории России и признание "независимости" искусственно созданных на окраинах бывшей Российской Империи национал-сепаратистских квази-государств. Колчак неизменно ставил на место воинские контингенты "союзников", пытавшихся насаждать у него в тылу колониальные порядки, не останавливаясь для поддержания русского суверенитета на Дальнем Востоке даже перед применением военной силы. А главное - Колчак категорически отказался передать иностранцам "на сохранение" (точнее было бы сказать: на разграбление) золотой запас Российской Империи, считая, что право распоряжаться этим золотом есть только у русского народа, а не у жаненов и сыровых. Колчак до последней своей минуты оставался крепким государственником, причём именно русским государственником, а не той "марионеткой интервентов", каким его до сих пор старательно продолжает изображать большевицкая и околобольшевицкая пропаганда. Будь он действительно марионеткой интервентов, он, вероятно, был бы спокойно эвакуирован на Запад и спокойно доживал бы там свой век годов эдак до 70-х, Но Колчак оставался патриотом - и предпочёл принять за это мученическую смерть, нежели поступиться интересами России. Пока Колчак оставался у власти, а белые войска держали фронт, положение адмирала оставалось твёрдым и относительно безопасным. "Союзники" были бессильны повредить адмиралу. Но падение белого Омска отдало Колчака всецело во власть "союзников", "обеспечивавших безопасность" на Транссибе. Каковой властью Жанен и не преминул воспользоваться.

В Иркутске, где Колчак содержался под арестом, декоративная, по большому счёту, власть "политцентра" очень быстро сменилась властью большевиков. Так белый адмирал оказался в руках своих противников, с которыми он беспощадно боролся, считая их предателями и вражескими агентами. Очевидцы (с красной стороны!) свидетельствовали, что перед расстрелом (фактически это было убийство, а не казнь) Колчак держался спокойно и уверенно. Последнее желание, высказанное им, состояло в том, чтобы передать его жене и сыну, находившимся в эмиграции, его серебряный портсигар - единственную (!!!) оказавшуюся у Верховного Правителя России драгоценность. "Если не забуду", - с издёвкой ответил комиссар Чудновский...



Адмирал Колчак перед расстрелом

Колчак был убит по личному приказу Ленина из Москвы. Комиссар Чудновский с собачьей исполнительностью поспешил воплотить этот приказ в жизнь. Большевицкие свласти, как в центре, так и на месте, в Иркутске, панически боялись, что подступающие к городу каппелевцы отобьют Верховного, что Колчак снова встанет во главе своих армий. Даже пленного, даже лишённого всякой возможности действовать - большевики Колчака боялись. Им было из-за чего бояться - путчистам, незаконно захватившим власть в стране и устроившим подавляющему национально-религиозному большинству её населения кровавую баню, предателям, отдавшим под немецкую оккупацию добрую половину европейской части России - лишь бы немцы не мешали им "бороться с внутренней контрреволюцией".

Безукоризненного патриота России убили те, кто заключил самый позорный в истории нашего Отечества мир. Предатели и преступники расстреляли ветерана трёх войн и выдающегося полярного исследователя. Расстреляли как преступника - только подло и трусливо, без суда. Колчак предполагал такой исход. Он был умным человеком и не надеялся на милость тех, кого не щадил и сам, будучи Верховным Правителем. На следствии, наряженном иркутским "политцентром", он ничего не скрывал ни из своих политических убеждений, ни из своих приказов, ни из своих военных планов, которые у него так и не получилось воплотить. Не стеснялся признаваться в том, что отдавал приказы на подавление краснопартизанского движения - и объяснял, почему был вынужден отдавать такие приказы. Исследователи биографии Колчака (в частности, П. Зырянов) считают, что таким образом Александр Васильевич попытался оставить потомкам свои мемуары, докричаться до русских людей, несмотря на победу большевиков, рассказать правду о том, ради чего он боролся. В то же время Колчак заботливо скрывал от следователей любую информацию о тех своих сподвижниках, кто ещё оставался на свободе, кто мог ещё продолжать борьбу. Не выдавал их возможных планов (хотя наверняка об этих планах знал!), ловко переводил разговор на другую тему (например, на переворот 18 ноября 1918 года).

Колчаку удалось перехитрить своих следователей и оставить своё имя незапятнанным для истории. Сегодня читатели могут обратиться к показаниям Колчака на следствии и к научным исследованиям, написанным на их основе. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к исторической правде об адмирале, реальную личность которого на семьдесят лет победители-большевики заботливо спрятали под толстым слоем клеветы - точно так же, как его бренные останки на дне Ангары. Проиграв большевикам войну, Колчак всё же выиграл у них битву за историю.



Памятник Колчаку в современном Иркутске

История Отечества, Вечная память, Колчак, Гражданская война, Белые

Previous post Next post
Up