На рассвете 9 октября 1922 года победой белогвардейцев завершилось сражение у Ивановки - бой, о котором в наши дни помнят только специалисты да самые фанатичные любители истории Белого Движения. Действительно, по численности сражавшихся контингентов это сражение никак не отнесёшь к громким - было время, когда белые полководцы водили в атаку полумиллионные, а их красные противники - миллионные армии. Но теперь все силы Приморской Земской Рати - последней вооружённой силы Белого Движения - не превышали семи тысяч бойцов. А бой под Ивановкой, несмотря на свои мелкие масштабы, всё же имел стратегическое значение. Впрочем, обо всём по порядку.
Белый гарнизон Ивановки состоял из 314 сибирских и енисейских казаков при двух орудиях и нескольких пулемётах. Несколько домов в Ивановке, худо-бедно, могли играть роль опорных пунктов обороны: в селе раньше стоял японский гарнизон, который эти дома укрепил и обнёс колючей проволокой, но в целом это было обычное село.
В окрестностях Ивановки орудовал красный партизанский отряд под командованием Гавриила Шевченко (я уже имел удовольствие
писать об этом человеке). В начале октября в помощь Шевченко красные прислали четыре регулярных батальона. С такими силами партизанский командир решил попытать счастья и отбить село - а бойцы подкреплений, судя по всему, собирались показать ему, как надо бить "контрреволюционную сволочь".
И вот в ночь на 8 октября 1922 года белогвардейские дозорные услышали приближающийся шум многочисленных шагов и подняли тревогу. Красные наступали молча, без огней и без сигналов, рассчитывая застать противника врасплох, но их оказалось слишком много, а вокруг - слишком тихо. Поднятые по тревоге белые казаки успели занять оборону и встретили врага дружными залпами.
Неприятным сюрпризом для регулярных большевицких батальонов оказались и проволочные заграждения, за которыми засели белоказаки. Красные наступали во весь рост, рассчитывая, что громадное численное превосходство поможет им задавить противника - и застревали на проволочных заграждениях, преодолеть которые им не удавалось из-за плотного огня белых. Очевидцы рассказывали, что красные массово гибли на этих заграждениях. И всё-таки их было слишком много. Откатившись с потерями назад, они бросались в новые атаки.
М.К. Дитерихс на съезде Уссурийского казачьего войска 1 октября 1922 г.
в станице Гродеково. Спустя всего неделю уссурийские казаки насмерть встанут у Ивановки.
Сражение продолжалось весь день 8 октября 1922 года и всю последующую ночь. Поскольку патронов белым не хватало (катастрофическая нехватка боеприпасов была общей проблемой Земской Рати Дитерихса), их в конце концов пришлось собрать и отдать пулемётчикам, чей огонь было более эффективным. Казаки же отбивались от наседавших большевиков ручными гранатами, которых им, судя по всему, хватало.
Большую пользу белогвардейцам оказали те самые два орудия, о которых я говорил в начале статьи. Их шрапнель наносила красным не меньшие потери, чем огонь пулемётчиков. У одного из этих орудий, которое стояло возле полуразрушенной сельской церкви, за рядового "номера" стоял подпоручик Б. Филимонов, впоследствии - популярный белый мемуарист. Уже под вечер, когда стемнело, в отсветах огня от выстрелов своего орудия он заметил икону Богоматери, забытую над вратами храма, и указал на неё своим товарищам. Теперь, делая очередной выстрел, пока свет выхватывал из темноты эту икону, белые артиллеристы начинали усиленно молиться, понимая, что этот бой, скорее всего, станет для них последним. И случилось чудо: они выжили.
Церковь в селе Ивановка. Современное фото.
На рассвете 9 октября атаки красных на Ивановку окончательно прекратились. К этому времени у белых оставалось по два патрона на человека, а в передке орудия, стоявшего возле церкви - два последних снаряда, которыми белые собирались подорвать пушку. Осматривая при дневном свете место своего ночного боя, белые артиллеристы обнаружили, что на иконе, несмотря на яростный огонь с обеих сторон, не было ни царапины. А возле храма валялись трупы нескольких красноармейцев, державших наготове ручные гранаты. Ночью белые артиллеристы их не заметили, большевики же подбирались к орудию, чтобы его уничтожить. Но были накрыты случайной шрапнелью - Богородица защитила тех, кто поминал её в своих молитвах!
Всего красные потеряли в бою под Ивановкой более трёхсот человек. Потери же белоказаков составили всего 2 человека убитыми и пять - ранеными. Так что белые одержали убедительную победу.
Эта победа на время ликвидировала угрозу выхода красных в тыл Земской Рати, что позволило Дитерихсу собрать все силы для нового контрнаступления против красных - последнего в героической эпопее Земской Рати.
М.К. Дитерихс с соратниками по Приморской Земской Рати.