Генерал, который не хватал звёзд с неба

Oct 07, 2022 22:42

7 октября сего года исполняется 155 лет со дня рождения Евгения Карловича Миллера (1867 - 1939), одного из признанных лидеров Белого Движения, главнокомандующего белыми войсками на севере России, председателя РОВС, сменившего на этом посту А.П. Кутепова, крупного идеолога белой эмиграции и убеждённого монархиста. Миллер не был в числе успешных командующих белыми армиями, а его постыдное бегство из Архангельска после эвакуации оттуда англо-американских интервентов, то, что он, по сути, бросил на произвол судьбы и большевиков армию, которая ещё продолжала сражаться, безусловно, роняет тень на его память. В то же время в эмиграции Миллер многое сделал для сохранения кадров РОВС и для нормализации жизни быших офицеров белых армий, оказавшихся на чужбине без средств к существованию. В период своего руководства РОВСом Миллер продолжал развивать идеи, заложенные в основу организации её создателями Врангелем и Кутеповым, в то же время выдвинув ряд новых, оригинальных тезисов, обусловленных его безукоризненно монархическими убеждениями. Жизнь генерала Миллера оборвалась трагически - он погиб в большевицких застенках. Впрочем, обо всём по порядку.



Евгений Карлович Миллер


Евгений Карлович Миллер, точнее, Ойген-Людвиг Миллер появился на свет в Динабурге (ныне - Двинск) в старинной немецкой аристократической семье 25 сентября (т.е., 7 октября нового стиля) 1867 года. Семья будущего генерала, несмотря на то, что уже в нескольких поколениях жила в России, сохраняла традиционный для немецких дворян жизненный уклад и лютеранское вероисповедание, в котором был воспитан и Евгений Карлович. Об атмосфере, царившей в его доме и окружавшей его в детстве, Миллер впоследствии рассказывал так: "В доме моих родителей с детских лет я был воспитан как верующий христианин, в правилах уважения к человеческой личности - безразлично, был ли человек в социальном отношении выше или ниже; чувство справедливости во взаимоотношениях с людьми, явное понимание различия между добром и злом, искренностью и обманом, правдой и ложью, человеколюбием и звериной жестокостью - вот те основы, которые внушались мне с детства".

Рыцарские традиции немецкого дворянства, вероятнее всего, определили и выбор будущей профессии юным Миллером. Школьное образование он получил в Николаевском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. По окончании кадетского корпуса Миллер в 1884 году поступил и в 1886 году окончил престижное Николаевское кавалерийское училище, готовившее офицеров преимущественно для гвардейской кавалерии. Не нарушил училищной традиции и Миллер, начав свою офицерскую службу корнетом в Лейб-Гвардии Гусарском Его Величества полку. "Кадетский корпус, кавалерийское училище и полк, в котором я имел честь и счастье служить, заострили во мне чувство любви к Родине, чувство долга перед Россией и преданности её Государю как носителю верховной державной власти, воплощающему в себе высший идеал служения России на благо русского народа", - писал впоследствии Миллер, и это были не пустые слова. В условиях Гражданской войны большинство гвардейских офицеров остались верны монархической идее, у Миллера же гвардейское воспитание наложилось на семейные и национальные традиции. К слову, по службе в Лейб-Гвардии Гусарском полку Миллер часто соприкасался с будущим императором Николаем Александровичем, который обратил внимание на молодого талантливого офицера.



Молодой Николай II в мундире Лейб-Гвардии Гусарского полка.

В том же 1886 году Миллер женился. Его избранницей стала Наталья Николаевна Шипова, русская дворянка, дочь генерал-адъютанта. Любовь к жене Миллер сохранил на всю оставшуюся жизнь. В этом браке у Миллера родилось трое детей - Мария (1897 г.р.), Софья (1898 г.р.) и Николай (1900 г.р.).

После трёх лет строевой службы Миллер поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба, которую окончил в 1892 году по 1-му разряду. Свою службу по Генеральному Штабу он начал в Финляндском военном округе, затем в 1893 году получил назначение начальником строевого отделения штаба Карсской крепости. Но уже в марте этого года жизнь будущего генерала делает неожиданный зигзаг: он оставляет военную службу "для определения к штатским делам" и переименовывается в коллежские ассесоры. Мне не удалось найти в источниках информации о причинах, побудивших его снять военную форму. Вероятнее всего, это было связано с какими-то семейными проблемами.

В 1896 году Миллер снова вернулся на военную службу, восстановившись в чине капитана Генерального Штаба. В октябре 1896 года его прикомандировывают к Владимирскому драгунскому полку для прохождения цензового командования эскадроном. В феврале 1898 года его назначают военным атташе в Бельгии и Голландии. В этом качестве Миллер участвовал в подготовке и проведении Гаагской мирной конференции 1899 года, принявшей множество постановлений, до сих пор определяющих международные правила ведения войны. В 1901 году Миллера переводят на должность военного атташе в Рим, где пробыл до 1903 года. За это время он успел завязать в Италии кое-какие связи, которые оказались полезны как для России, так и лично для него в период революционной смуты.

Информация о том, чем занимался Миллер с 1903 по 1907 годы, противоречива. Н.Л. Калиткина, автор наиболее обстоятельного биографического очерка о Миллере, утверждает, что Евгений Карлович оставался военным атташе в Италии вплоть до 1908 года, однако по другим сведениям его уже 30 апреля 1903 года прикомандировывают к 26-му Бугскому драгунскому полку для ознакомления с общими требованиями управления и ведения хозяйства, с мая по июль 1907 года он прикомандировывается к Офицерской Артиллерийской школе, а с июля по август того же года - к армейской пехоте, видимо, для ознакомления с артиллерийской и пехотной службой. И лишь с 8 декабря 1907 года информация о Миллере вновь становится однозначной: в это время его для цензового командования полком назначают командиром 7-го гусарского Белорусского полка, в каковой должности он и остаётся до августа 1909 года. Какое-то время ему даже пришлось временно исполнять должность командира 7-й кавалерийской дивизии.



Евгений Карлович Миллер - командир Белорусского гусарского полка.
Фото сделано в 1908 или в начале 1909 года.

В августе 1909 года Миллера за отличия по службе производят в генерал-майоры и возвращают на службу в Генеральный Штаб. Он становится начальником отдела 2-го обер-квартирмейстера Главного Управления Генерального Штаба. Этот отдел занимался тем, что курировал работу военных атташе за границей - работу, хорошо знакомую Миллеру по его прежней службе. Этот же отдел курировал и русскую агентуру, работавшую за рубежом, изучавшую возможные театры военных действий, армии потенциальных противников и союзников. Несмотря на то, что политика императора Николая II в этот период отличалась стремлением к поддержанию мира в Европе, армейское командование предчувствовало скорое начало большой европейской войны и готовилось к ней.

Сослуживцы по Генеральному Штабу отмечали в Миллере блестящее воспитание, привычки старого гвардейца и природное доброжелательство. Чтобы лучше узнать своих подчинённых, Миллер завёл регулярные общие завтраки в отделе, на которых неизменно председательствовал сам. Атмосфера неформального общения, поддерживавшаяся Миллером за общим столом, не только располагала к нему офицеров, но и помогала сглаживать конфликты между ними,  если таковые возникали.

С мая 1910 г. по октябрь 1912 г. Миллер возглавлял Николаевское кавалерийское училище (то самое, в котором некогда учился сам), 6 октября 1912 года его назначают начальником штаба Московского военного округа. 19 июля 1914 года Миллер получает новое назначение - начальником штаба 5-й армии в связи с началом мобилизации. В этой должности, в летних лагерях, куда для учений были направлены войска армии, его и застаёт известие о начале Первой Мировой войны.



Генерал Е.К. Миллер в форме Генерального Штаба.

5-я армия сражалась в рядах Юго-Западного фронта, имевшего задачу ударить по коммуникациям австро-венгерской армии, собранной в Галиции, отрезать эти войска от Австро-Венгерской империи и от союзных германских войск и обеспечить их разгром. Миллер таким образом становился одним из разработчиков планов Галицийской битвы, завершившейся полным успехом Русской Армии. В конце 1914 года Миллер в качестве начальника штаба принимал участие в отражении германского наступления на Варшаву и в Лодзинской операции, в ходе которой две русские армии были окружены неприятелем, и Миллер организовал их прорыв из окружения, за что удостоился Ордена Святого Георгия IV степени. 31 декабря 1914 года его за боевые отличия производят в генерал-лейтенанты.

В январе 1915 года Миллер занимался формированием штаба новой, 12-й армии, относившейся к Западному фронту, одновременно оставаясь временно исполняющим должность начальника штаба 5-й армии. В мае 1915 года Миллер в качестве врид начальника штаба 5-й армии участвовал в отражении немецкого наступления на Рижско-Шавельском направлении. По воспоминаниям сослуживца, Евгений Карлович "нёс на себе не только все нелёгкие обязанности, присущие должности, но и помогал командующему, как мог, был своеобразной “записной книжкой”, дневным и ночным чтецом донесений, а потому уставал ужасно". Его состояние усугублялось отношением командующего армией генерала Плеве, который смотрел на всех своих подчинённых, не исключая и начальника штаба, как на мальчишек и регулярно третировал. Примечательно, что за всё время совместной службы Миллер ни единым словом не высказал Плеве своего неодобрения и всячески старался укреплять в подчинённых его авторитет, несмотря на то, что умственные способности Плеве к концу 1915 года стали стремтиельно деградировать, и к 1916-му Плеве окончательно впал в маразм.

С 19 по 21 сентября следующего, 1916 года Миллер временно командовал 5-й армией. После этого он возглавил 26-й армейский корпус в составе 9-й армии генерала Лечицкого, сражавшейся сперва на Юго-Западном, а потом - на Румынском фронте, 28  декабря Евгений Карлович был официально утверждён командиром корпуса. В январе 1917 года Миллер успешно организовал наступление своего корпуса, закончившееся взятием вражеских укреплённых позиций в Карпатах, захватом большого количества пленных, артиллерийских орудий и пулемётов.



Генерал-лейтенант Евгений Карлович Миллер

Увы, это были последние успехи Русской Армии в Первой Мировой войне и последний успех лично генерала Миллера. Вскоре до корпуса докатились известия о перевороте в Петрограде и об отречении императора Николая II. Армия погрузилась в хаос. Преступный "приказ № 1", лишавший офицеров дисциплинарной власти, ударил по Миллеру самым непосредственным образом: 3 апреля 1917 года, на второй день Пасхи (!!!) только что прибывшая на фронт маршевая рота взбунтовалась, в результате чего Миллер был зверски избит революционной солдатнёй и арестован. Имеются сведения, что причиной этой безобразной сцены послужил приказ Миллера всем солдатам немедленно снять красные банты. Временное правительство, правда, добилось освобождения заслуженного генерала, но вынуждено было отрешить его от должности. Миллер был назначен "в распоряжение" Главнокомандующего Петроградским военным округом.

Незадолго до Корниловского выступления, в августе 1917 года Миллер получает назначение представителем русской Ставки при итальянской Главной Квартире - кто-то вовремя вспомнил об опыте работы Миллера военным атташе в Италии. Это уберегло Евгения Карловича от расправы в первые дни после большевицкого переворота. Однако исполнять распоряжения новой самозванной власти, требовавшей немедленного заключения перемирия с "центральными державами", Миллер отказался, прервав общение с Главным Управлением Генштаба и Ставкой. За это он заочно был предан суду революционного трибунала. Миллера, впрочем, это мало волновало: руки были коротки у большевиков достать его в Италии.

После заключения Брестского мира Миллер покинул Италию, некоторое время скрывался в итальянском посольстве в Петрограде, а в сентябре 1918 года сумел выехать в Париж, где пытался из чинов русских бригад, направленных императором Николаем на Западный фронт, сформировать добровольческие части для борьбы против большевиков. Из этого плана ничего не получилось. 11 ноября 1918 года между германским и французским командованием было подписано перемирие - Первая Мировая война завершалась. Миллер оказывался не у дел.

Продолжение следует...

История Отечества, Вечная память, Гражданская война, Первая Мировая война, Миллер и миллеровцы, Белые

Previous post Next post
Up