Огненный лётчик

May 06, 2022 19:41

6 мая сего года исполнилось 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло. Гастелло Николай Францевич (1907 - 1941) - советский военный лётчик, капитан, командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Прославился тем, что 26 июня 1941 года вместе со своим экипажем совершил огненный таран, направив подбитый самолёт в скопление вражеской техники. Подвиг Николая Гастелло широко популяризировался в СССР и породил множество подражаний, хотя и не был первым в истории подвигом подобного рода.



Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло


Николай Францевич Гастелло родился 7 мая 1907 года в Москве, в семье рабочего. Отец его происходил из белорусской крестьянской семьи, проживавшей в деревне Плужины (ныне в Гродненской области Белоруссии). В 1900 году Франц Гастелло (первоначальная фамилия Гастыло) перебрался в Москву на заработки и устроился в литейной мастерской Казанской железной дороги. Там, в Москве, Франц Гастелло встретил свою любовь - Анастасию Семёновну Кутузову, русскую девушку, работавшую белошвейкой. От их брака и родился будущий герой Великой Отечественной войны.

Сам Николай Гастелло окончил московскую школу-семилетку и вслед за отцом начал свою трудовую рабочую жизнь. Трудился он в Муроме, на паровозостроительном заводе им. Дзержинского. В 1928 году Гастелло вернулся в Москву, с 1930 года работал на государственном механическом заводе строительных машин сперва слесарем, потом - нормировщиком.

В 1932 году Николая Гастелло призывают в армию и направляют в Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Николай Францевич освоил пилотирование самолётов У-2, Р-1 и И-5, на выпускных испытаниях в 1933 году продемонстрировал настоящее лётное мастерство за штурвалом истребителя. Однако, к удивлению экзаменаторов, попросил направить его в бомбардировочную авиацию. "Моя мечта - тяжёлая авиация, большие корабли", - объяснил он свой выбор. В 1934 - 1938 году Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, затем - в бомбардировочной авиационной бригаде, базировавшейся в Ростове-на-Дону, прошёл путь от 2-го пилота на бомбардировщике ТБ-3 до командира самолёта, а потом - и до командира отряда в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку.



Николай Гастелло. Вероятнее всего - в период обучения в лётной школе

Гастелло принимал участие в Битве на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка, затем  - в Зимней войне. Задача, стоявшая перед Гастелло и его однополчанами состояла в том, чтобы наносить бомбовые удары по укреплениям Линии Маннергейма, помогая советским пехотинцам её прорвать. Бомбить с тяжёлых и неповоротливых  бомбардировщиков ТБ-3 приходилось на низкой высоте, на которой их легко могли достать вражеские зенитки и зенитные пулемёты, но только самолёты ТБ-3 могли взять на борт бомбы, способные проломить бетонные укрепления Линии Маннергейма. После авиаудара поднималась в атаку русская пехота и занимала разрушенные укрепления фашистов.

Осенью 1940 года полк, в котором служил Гастелло, перебазировали под Великие Луки, поближе к западной границе, с которой всё сильнее тянуло порохом, в начале 1941 года - на аэродром Боровское в Смоленской области. В мае 1941 года Гастелло освоил новую для себя машину - бомбардировщик ДБ-3ф. Тогда же он получает новое назначение - командиром 4-й эскадрильи в 207-м дальнебомбардировочном авиаполку.



Николай Гастелло на фоне своего самолёта

В боях Великой Отечественной войны Гастелло участвовал с самого первого дня, свой первый боевой вылет он совершил 22 июня 1941 года в 5.00 утра. Спустя 2 дня, 24 июня, аэродром, на котором дислоцировался полк Гастелло, подвергся налёту вражеского бомбардировщика "Юнкерс Ю-88", совершавшего разведку на Смоленск. Немецкие лётчики обнаружили с воздуха советский аэродром и, не имея бомб, решили его обстрелять. Николай Гастелло проявил находчивость, вскочил на турельную установку одного из бомбардировщиков и пулемётной очередью срезал "юнкерс". Подбитый немецкий самолёт вынужден был совершить аварийную посадку в советском тылу, его экипаж попал  в плен. "Я много летал над Францией, Бельгией, Голландией, Норвегией, - говорил потом на допросе немецкий пилот. - Стоило там появиться немецкому самолету, как все разбегались в разные стороны. А ваши летчики даже с земли ведут по нас огонь. У вас не только солдаты, но местные крестьяне и крестьянки бросились на нас с дубьем. Непонятная страна, непонятная война!"

26 июня 1941 года, во второй половине дня, Гастелло во главе звена бомбардировщиков ДБ-3ф вылетел в район Молодечно - Радошковичи, где было обнаружено большое скопление вражеской техники, наступавшей на Минск. Поскольку в первые дни войны авиации советским войскам катастрофически не хватало, бомбардировщики шли без истребительного прикрытия. Обнаружив немецкую колонну на шоссе, бомбардировщики с Гастелло во главе снизились на высоту 400 метров и сбросили бомбы на танки и автомашины противника. Затем Гастелло приказал своему ведомому - самолёту лётчиков Воробьёва и Рыбаса - возвращаться на аэродром, а сам повёл свой самолёт к просёлочной дороге, по которой тоже шла вражеская техника. Бомб больше не было, поэтому Гастелло снизился до предельной высоты, прошёл над колонной на бреющем полёте, в то время, как стрелки его экипажа - Скоробогатый и Калинин - вели огонь из пулемётов, выведя из строя 12 автомашин врага и штабной автобус. В это время в самолёт Гастелло попал вражеский зенитный снаряд (по другим сведениям - очередь зенитного пулемёта), от которого самолёт вспыхнул.  Гастелло попытался уйти в облака и сбить пламя, но это ему не удалось. И тогда Николай Францевич принял единственное в таких условиях возможное решение. Васильев и Рыбас видели, как ДБ-3ф командира эскадрильи развернулся и вышел в пике, направляясь прямо в гущу вражеской автоколонны. Стрелки Скоробогатый и Калинин до последней секунды вели огонь из пулемётов по врагу, пока охваченный пламенем бомбардировщик не врезался в скопление немецких танков и автомашин.



Подвиг Гастелло

Воробьёв и Рыбас, вернувшись на свой аэродром, доложили о случившемся. О дальнейшем вспоминал командир авиакорпуса Н.С. Скрипко: "Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!"

Вместе с Гастелло погибли члены его экипажа А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый и А.А. Калинин. Николай Францевич за свой подвиг удостоился звания Героя Советского Союза, остальные члены экипажа посмертно удостоились Орденов Отечественной войны 1-й степени.



Экипаж Николая Гастелло

В 90-е годы, когда стало модным "развенчивать советские мифы", стали появляться публикации, будто Гастелло никакого огненного тарана не совершал, что огненный таран на самом деле совершил другой экипаж - А.С. Маслова, останки которого были обнаружены на месте подвига, Гастелло же, якобы, бесполезно разбился в районе деревни Мацки. Некоторые "разоблачители" в азарте "борьбы с мифами" даже утверждали, будто жители деревни видели, как Гастелло выпрыгнул из своего самолёта и был взят в плен немцами, говорили также, что рядом с деревней Мацки была подобрана бирка от двигателя с серийным номером 87844, однозначно принадлежавшая самолёту Гастелло.

Тем не менее, на поверку эта альтернативная версия не выдерживает критики. Во-первых, согласно документам, экипаж Маслова, принадлежавший к другому авиаполку, вылетел в район подвига Гастелло на 4 часа раньше Николая Францевича. И если именно он совершил огненный таран, на дороге должна была бы возникнуть пробка. И в этой связи непонятно, кого в таком случае бомбил и расстреливал экипаж Гастелло. Во-вторых, при огненном таране вряд ли останки сохранились бы настолько хорошо, чтобы их можно было идентифицировать. К тому же обломки самолёта Маслова обнаружены в стороне от дороги и оказались разбросаны на небольшом расстоянии в 170 - 180 метров, что свидетельствует, что самолёт никого не таранил, а врезался в землю на бреющем полёте. В-третьих, село Мацки в 1941 году уже находилось под вражеской оккупацией, и непонятно, каким образом его жители смогли бы передать советскому командованию "правдивую" версию гибели экипажа Гастелло. Подвига Маслова, погибшего в бою с немецко-фашистскими захватчиками, никто умалять не желает (возможно, Маслов действительно пытался таранить вражескую технику, но промахнулся), но подвиг Гастелло, совершившего огненный таран, абсолютно вне сомнения.



Памятник Гастелло вблизи от места его подвига - в посёлке Радошковичи

________________________________
При написании статьи использованы:
1) Биографическая статья о Николае Гастелло на сайте "Герои страны"
2) Статья Александра Самсонова о Николае Гастелло на сайте "Топвар"
3) Биографическая статья о Николае Гастелло на "Википедии".

В июне 41-го, История Отечества, Вечная память, Зимняя война, Великая Отечественная война, Халхин-Гол

Previous post Next post
Up