К снайперам на Великой Отечественной войне отношение всегда было особое. Эти опытные бойцы, хорошо умевшие маскироваться на местности и стрелявшие без промаха, на выбор отстреливали из засады командный состав и офицеров связи вражеской армии, нарушая управление войсками. Не удивительно, что немцы советских снайперов в плен не брали, срывая всю свою накопившуюся злобу на тех из них, кто всё-таки попадался к ним в руки. Нередко в годы войны случалось, что советские снайперы работали в паре. В этом случае эффективность снайперского огня повышалась, ведь такая пара могла иметь обзор и вести огонь на все 360 градусов, каждый боец в паре прикрывал тыл своего напарника.
Снайпер Василий Квачантирадзе, Герой Советского Союза.
Именно так работали бойцы 259-го стрелкового полка Василий Квачантирадзе и Кузьма Смоленский. Квачантирадзе происходил родом из грузинской крестьянской семьи, до войны работал в колхозе. В 1941 году его призвали в армию - уже повторно, срочную он отслужил в 1932 - 1933 гг. Василий участвовал в Сталинградской битве, в ходе оборонительного этапа которой истребил 60 гитлеровских солдат и офицеров, в августе 1942 года был ранен и попал в госпиталь, но после излечения снова вернулся в строй. Общий счёт его к концу войны составлял пятьсот тридцать четыре уничтоженных гитлеровцев.
Кузьма Смоленский родом был с Урала, до войны работал пекарем и продавцом. Обычный русский парень из глубинки к концу войны довёл свой снайперский счёт до четырёхсот четырнадцати солдат и офицеров противника. 11августа 1942 года он был ранен, но снова вернулся в строй. С Квачантирадзе они на фронте как-то сразу сдружились и с тех пор работали вдвоём. Более того: эти снайперы без отрыва от фронтовой работы сумели подготовить более пятидесяти новых снайперов, передав им свой боевой опыт.
Кузьма Смоленский, снайпер, дважды кавалер Ордена Славы.
В период операции "Багратион", в ходе боёв за освобождение Витебской области, Квачантирадзе и Смоленский как-то получили приказ проникнуть в тыл врага, чтобы обнаружить замаскированную артиллерийскую позицию немцев и обезвредить её. Засечь вражескую артиллерию снайперам удалось достаточно быстро. Оказалось, что немцы поставили пушку между двумя сараями, набитыми соломой, замаскировали их и вели оттуда огонь по наступающим советским войскам. Несколькими зажигательными пулями снайпер Квачантирадзе поджёг один из сараев, в результате чего немецкая пушка вместе с боекомплектом и расчётом взлетела на воздух.
Враги по звукам стрельбы сразу же засекли советских снайперов, однако уничтожить их не смогли. Отстреливаясь, Квачантирадзе и Смоленский уничтожили более тридцати фашистов и беспрепятственно вернулись в расположение своей части.
В марте 1945 года Василию Квачантирадзе было присвоено почётное звание Героя Советского Союза. Его напарник Кузьма Смоленский "звёздочки" Героя не удостоился. Однако 27 октября 1944 года он был награждён Орденом Славы 3-й степени, а в январе 1945 года - Орденом Славы 2-й степени.
Оба друга-снайпера пережили войну и вернулись домой. Но после войны их судьбы разошлись. Квачантирадзе в послевоенные годы трудился в колхозе в родной Грузии, стал председателем колхоза и скончался в 1950 году. Кузьма Смоленский устроился металлистом на машиностроительном заводе в городе Фрунзе, женился, воспитал троих своих детей и приёмного сына, сироту, потерявшего родителей на войне. Скончался ветеран в 1971 году.