В последнее время снова участились нападки на Святейшего Патриарха Кирилла в связи с обострением ситуации на Украине. Некоторые люди не от большого ума принялись обвинять Святейшего в том, что он, якобы, поддержал навальных "нетвойнешников", что молится о мире, вместо того, чтобы молиться о победе, и тому подобное. Неосновательность подобных обвинений ясна каждому, кто следит за публицистической деятельностью Патриарха - в отличие от навальноты и креаклата, Святейший с первых же дней противостояния на Донбассе призывал остановить кровопролитие, неоднократно обращался с этими призывами и непосредственно к украинским властям, так что нет никаких оснований упрекать владыку в какой-то антироссийской ангажированности. И молитва, которую он разослал по приходам, обязав включить в состав Литургии, содержит прошения не только о скорейшем прекращении кровопролития, но и о том, чтобы украинцы вспомнили о днепровской купели и одумались, а также о том, чтобы Господь запретил врагам христианского мира вмешиваться в "старинный спор славян между собою".
Окончательно же все точки над i расставила проповедь Святейшего, сказанная им на Прощёное воскресенье.
Полный текст этой проповеди опубликовал сайт "Православие.ру", я же приведу тот фрагмент, который непосредственно касается интересующей нас темы.
Святейший Патриарх Кирилл.
"Нынешняя весна омрачена тяжкими событиями, связанными с ухудшением политической ситуации на Донбассе, практически началом военных действий. Мне бы хотелось что-то сказать на эту тему.
Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот «счастливый» мир, мир избыточного потребления, мир видимой «свободы». А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный - это гей-парад. Требования ко многим провести гей-парад и являются тестом на лояльность тому самому могущественному миру; и мы знаем, что если люди или страны отвергают эти требования, то они не входят в тот мир, они становятся для него чужими. Если человечество признает, что грех не есть нарушение Божиего закона, если человечество согласится с тем, что грех - это один из вариантов человеческого поведения, то на этом закончится человеческая цивилизация. А гей-парады и призваны продемонстрировать, что грех - это одна из вариаций человеческого поведения.
Поэтому то, что сегодня происходит в сфере международных отношений, имеет не только политическое значение. Речь идет о чем-то другом и куда более важном, чем политика. Речь идет о человеческом спасении, о том, где окажется человечество, по какую сторону от Бога Спасителя, приходящего в мир как Судия и Мздовоздатель, - по правую или по левую. Сегодня многие по слабости, по глупости, по незнанию, а чаще всего по нежеланию сопротивляться идут туда, на левую сторону. И все то, что связано с оправданием греха, осужденного Библией, и является сегодня тестом на нашу верность Господу, на нашу способность исповедовать веру в Спасителя нашего.
Все то, что я говорю, имеет не просто какое-то теоретическое значение и не только духовный смысл. Вокруг этой темы сегодня идет реальная война. Кто нападает сегодня на Украину, где восемь лет идет подавление и истребление людей в Донбассе; восемь лет страданий, и весь мир молчит - что это означает? Но мы-то знаем, что наши братья и сестры реально страдают; более того, могут пострадать за свою верность Церкви. И поэтому сегодня, в Прощеное воскресенье, я, с одной стороны, как пастырь ваш, призываю всех к прощению грехов и обид, в том числе там, где сделать это очень тяжело, там, где люди воюют друг с другом. Но прощение без справедливости есть капитуляция и слабость. Поэтому прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божией правды, на стороне Божественных заповедей, на стороне того, что открывает нам свет Христов, Его Слово, Его Евангелие, Его величайшие заветы, данные роду человеческому.
Все сказанное свидетельствует о том, что мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение. Знаю, как, к сожалению, православные люди, верующие, избирая в этой войне путь наименьшего сопротивления, не размышляют о всем том, о чем мы сегодня с вами размышляем, а идут покорно по тому пути, который им указывают сильные мира сего. Мы никого не осуждаем, мы никого не приглашаем взойти на крест, мы просто самим себе говорим: мы будем верны слову Божиему, мы будем верны Его закону, мы будем верны закону любви и справедливости, и если будем видеть нарушения этого закона, то никогда не смиримся с теми, кто этот закон разрушает, стирая грань между святостью и грехом, а тем более с теми, кто пропагандирует грех как образец или как одну из моделей человеческого поведения.
Сегодня наши братья на Донбассе, православные люди, несомненно, страдают, и мы не можем не быть с ними - в первую очередь в молитве. Нужно молиться, чтобы Господь помог им сохранить веру православную, не поддаться искушениям и соблазнам. Одновременно мы должны молиться о том, чтобы как можно быстрее наступил мир, чтобы перестала литься кровь наших братьев и сестер, чтобы Господь приклонил милость Свою к многострадальной Донбасской земле, восемь лет несущей на себе эту скорбную печать, порождаемую человеческим грехом и ненавистью" (конец цитаты).
_______________________________
Как видим, святейший Кирилл ни в малейшей степени не сторонник компромиссов с действующей украинской властью и не единомышленник нынешних "нетвоейнешников" и "черноквадратников". Его молитвы о мире, так возмутившие некоторые присновозбуждённые головы - это молитвы о мире именно и только для Донбасса, а не для Украины, которая, по словам Святейшего, дерзко попрала все Божеские и человеческие законы и служит метафизическому злу. Как говорится, разумному - достаточно.