Фамилию этого человека как будто нарочно придумали для супергероя, для "нашего ответа на буржуйскую бондиану". Он и был супергероем, этот генерал, ветеран Первой Мировой войны, который в годы Великой Отечественной, в кровавом и трагическом 1941-м, шёл по оккупированной врагом территории один более тысячи километров и дважды бежал из плена, держа в голове единственную цель - прорваться к своим. Вот только, в отличие от забугорного Джеймса Бонда, русский генерал Бондовский реально существовал. И его эпопея во вражеском тылу - не выдумка ушлых кинематографистов, а исторический факт. Подробности - в статье Николая Яроша, автора яндекс-канала "Зелёная книга", оригинал
здесь.
Генерал Александр Васильевич Бондовский
Иногда встречаются удивительные истории участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., в чьих судьбах воедино переплетены удача и умение стойко переносить все трудности, оставаясь при этом верным присяге и Родине.
Такую историю можно найти и в биографии командира 85-й стрелковой дивизии, генерал-майора Александра Васильевича Бондовского (1896-1970), который дважды в 1941 году оказался в плену у гитлеровцев, совершал каждый раз побег и пять месяцев добирался к линии фронта, пройдя путь в 1000 километров.
Он являлся участником Первой мировой (1914-1918), Гражданской войны (1917-1922), в рядах Красной Армии прошёл путь от командира роты до командира полка. С 1939 году командовал 85-й стрелковой дивизией, которая в 1940 году была направлена на советско-финскую войну (1939-1940), но в ней не участвовала (прим. - к моменту прибытия соединения на фронт подписан мирный договор, и бойцы вернулись обратно). Однако, самое тяжёлое испытание ожидало впереди, когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война...
85-я дивизия (1-го формирования) находилась в районе города Гродно (Белоруссия), поэтому попала под удар гитлеровских войск в самые первые часы войны. В течение нескольких суток бойцы соединения, находясь в окружении, вели тяжёлые бои с противником, неся потери и делая отчаянные попытки прорваться.
"...Внезапное появление бомбардировщиков и первые разрывы авиабомб, сброшенные ими с низких высот, вызвали разрушения, панику и потери среди населения. Первое появление бомбардировщиков скоро перешло в беспрерывное пребывание их в воздухе над Гродно и прилегающими к нему районами..."
(Из воспоминаний А.В. Бондовского о первых днях войны).
Группа бойцов 85-й стрелковой дивизии, лето 1941 г.
Получилось вырваться лишь единицам, и к началу июля 1941 года дивизия перестала существовать (прим. - на сайте "Память народа" размещены документы о 85-й дивизии 2-го формирования, в которую в сентябре 1941 года переименовали 2-ю Ленинградскую стр.дивизию Народного ополчения).
Среди тех, кто пытался выйти к своим, был и командир дивизии Александр Васильевич Бондовский.
21 июля 1941 года, в районе д.Миляково, он схвачен гитлеровцами. Однако через пять дней, во время прохождения колонны военнопленных возле д.Дубинка (прим. - расстояние до Гродно 40 км.) командиру удаётся вместе с несколькими бойцами сбежать.
Колонна советских военнопленных на марше, лето 1941 год.
В течение двух месяцев Александр Васильевич шёл по оккупированной территории, пытаясь выйти к линии фронта. Наконец, 16 сентября он в встретил части Красной Армии, но через месяц во время переправы через Десну он вновь попался гитлеровцам.
К счастью, ночью 21 октября 1941 года, комдив 85-й дивизии второй раз вырывается из плена, после чего продолжает идти к своим.
Шёл Александр Бондовский осторожно, стараясь не передвигаться по открытым дорогам и обходя попавшиеся ему на пути оккупированные города Новгород-Северский, Глухов (прим. - Украина), Рыльск, Курск и др. Выйти генерал-майору получилось только в конце декабря 1941 года.
Ночью 24 числа в районе деревни Крюково Курской области, у станции Долгая Александр Васильевич вышел к расположению 333-стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии. Ранее, 7 ноября бойцы соединения оставили Курск и теперь прикрывали город Елец (Липецкая область) от возможного удара противника.
На этом долгий путь генерал-майора Бондовского к своим, длиной более 1 тысячи километров и растянувшийся на пять месяцев, закончился (прим. - судя по карте, расстояние от Гродно до д.Крюково Черемисиновского района Курской обл., куда вышел командир, составляет около 1100 км.)
В удивительную историю чудом спасшегося командира было поверить очень сложно. Поэтому до апреля 1942 года он проверялся Народным комиссариатом внутренних дел СССР (НКВД) на возможное предательство или дальнейшую шпионскую деятельность. В ходе расследования ничего преступного в биографии генерал-майора не было выявлено, и Александр Васильевич продолжил свою борьбу с захватчиками.
С апреля 1942 по ноябрь 1943 года он был преподавателем Высших стрелково-тактических курсов "Выстрел". В ноябре Александр Бондовский просит отпустить его на фронт, и эту просьбу удовлетворяют.
Генерал Александр Васильевич Бондовский после 1943 года.
С декабре 1943 года этот героический человек командовал 324-й стрелковой дивизией, которая сражалась на территории Белоруссии. Однако, в феврале 1944 г. Бондовский в ходе вражеского арт.обстрела получил тяжёлое ранение, долгое время находился в госпиталя, выйдя из которого уже больше не участвовал в боях.
Александр Васильевич продолжил преподавать на курсах "Выстрел", а с сентября 1946 года являлся начальником воен.кафедры педагогического института в Полтаве.