Мой первый опыт самостоятельного атрибутирования полков

Oct 09, 2021 23:00

Раньше с определением того, к каким воинским частям относятся изображённые на том или ином рисунке русские военнослужащие и какую эпоху представляет данный рисунок, у меня не было проблем. Если в интернете возле рисунка отсутствовала подпись, я связывался со своим другом-историком Павлом Шавенковым и консультировался с ним. Однако после того, как мне пришлось покинуть Нижегородский технический университет, в котором я проработал почти 20 лет, а также после того, как мне пришлось поменять сим-карту в телефоне, связь с ним, увы, оказалась потеряна. Теперь приходится как-то пытаться обходиться самому. И вот сегодня впервые решился сам определить, кто же изображён на новых экспонатах моей коллекции. Картинки были мною обнаружены в блоге уважаемого Станислава Люлина (leib_hussar), но подписей под ними не значилось.

С определением эпохи, в общем-то, особых проблем не возникало никогда: в России каждое новое царствование приводило к радикальным изменениям в покрое военного обмундирования, а некоторые императоры переодевали свои войска по нескольку раз, и главное - запомнить основные черты этих изменений. Но в Русской Императорской Армии важной особенностью военной формы было то, что по ней можно было идентифицировать полк. А вот здесь кое-какие проблемы могли возникнуть, так как полков было много, а различия в их мундирах могли быть весьма и весьма незначительными и не заметными с первого взгляда. Сегодня хочу представить вашему вниманию свои подписи к этим рисункам, пополнившим мою коллекцию. Надеюсь, что кто-то из специалистов, разбирающихся в теме больше моего (помимо упомянутого Станислава Люлина, это sytyy_lev, Игорь Дзысь (igordzis) и Роберто Паласиос-Фернандес (roberto_pf)) поправит мои ошибки, если вдруг я их допустил.



Первая картинка относится к эпохе царствования императора Николая II. Судя по покрою (двубортный мундир, обшлага "уголком", особая конструкция эполет) и расцветке обмундирования (голубой воротник, голубовато-серые штаны) - это драгун периода "первой русской революции". Цифры на эполетах позволили сделать предположение о номере полка. А дальше оставалось только загуглить, какой из драгунских полков в 1900 - 1905 годах носил номер 17. В пользу моего предположения говорит также голубой цвет приборного сукна и серебряный металлический прибор (оставшиеся у Волынского полка и после его преобразования в 1908 году в уланский), а также эполеты уланского типа.

Второй рисунок относится к эпохе царствования Александра II Освободителя. Подпись в ЖЖ Станислава Люлина гласила: "Армейские кирасирские полки в царствование Александра II", автор рисунка - В. Кольцов.



Более точная подпись должна бы была гласить: "Трубач Новгородского кирасирского полка, 1856 г., унтер-офицер Псковского, литаврщик Орденского и обер-офицер Малороссийского кирасирских полков, 1857 - 1860 гг." С датировкой всё относительно просто: в 1857 году орёл на государственном гербе Российской Империи изменил конфигурацию и стал рисоваться с поднятыми крыльями (а следовательно, фигуры 2 и 4 на рисунке изображены в форме образца 1857 года, а фигура 1 - крайняя слева - в форме образца 1955 года), а в 1860 году все кирасирские полки Русской Императорской Армии, кроме гвардейских, были преобразованы в драгунские. В идентификации полков мне помог набор открыток "Русская армия 1812 года" с иллюстрациями Олега Пархаева, а также "Историческое описание одежды и вооружения российских войск" А.В. Висковатова, откуда, в частности, следует, что Псковский и Новгородский кирасирские полки в 1821 году "поменялись" приборными цветами, и псковские кирасиры стали носить мундиры с розовым суконным и серебряным металлическим прибором, а новгородские - соответственно, малиновые с золотым. Судя по имеющимся в моей коллекции изображениям Псковского драгунского полка, розовый суконный и серебряный металлический прибор псковцы сохранили и после преобразования в драгун. В пользу Псковского полка свидетельствует также серебристая кираса унтер-офицера (трофейная французская, которые были оставлены псковским кирасирам после войны 1812 года). За указания на эти факты и на Висковатова выражаю благодарность grossfater.

Этот же комментатор отмечал некоторые, с его точки зрения, "неточности" в изображении. Скажем, учебный жёлтый басон на погоне трубача, по его мнению, не соответствова исторической действительности, такой басон носили только в кирасирском эскадроне Образцового кавалерийского полка. Однако в этой учебной части цвет приборного сукна полагался алый, а не малиновый. Кисти на пуговицах литаврщикам армейских кирасирских полков не полагались ни по приказам от 1855 - 1856 гг,, ни по приказам от 1857-го. А галун на крылышках в Орденском полку (а это, несомненно, орденский кирасир, звезда Ордена Святого Георгия на каску полагалась только им) должен был бы быть не серебряным, а "георгиевским". Панталер у псковского унтер-офицера - образца 1876 года, то есть - того периода, когда никаких кирасир в русской армии уже не существовало*.

Однако на этот мой материал отозвался сам автор иллюстрации - В. Кольцов. В частности, он указал, что жёлтый басон не является ошибкой, а свидетельствует о том, что изображённый трубач был переведён в Новгородский кирасирский полк как раз из Образцового кавалерийского полка. Для таких переведённых нижних чинов жёлтый басон на погонах сохранялся в качестве обязательного форменного отличия. Он же уточнил, что унтер-офицер Псковского кирасирского полка носит чин эстандарт-юнкера, о чём свидетельствует полковой штандарт в его руках. И что литаврщик Орденского кирасирского полка изображён в форме 1855 - 1856 годов (видимо, имеется в виду, что в 1856 году униформа этого полка претерпела некоторые изменения).

Надеюсь, что знатоки униформологии поправят меня, если я допустил ещё какие-то неточности.

______________________________
*Разумеется, я имею в виду армейские кирасирские полки. В Гвардии кирасирские полки (целых четыре!) оставались до самой Октябрьской революции.

Николай Второй, Безответственные размышления, История Отечества, Униформология, Александр Освободитель

Previous post Next post
Up