От героев былых времён не осталось порой имён", - поётся в известной песне. А бывает и так, что имя осталось, и вроде бы, окружено почётом, а вот изображений того, кто это имя носил, до наших дней не дошло. Все знают, что этот человек - герой, что погиб он достойно, не изменив ни своей Родине, ни своим идеалам, а вот как он выглядел, так и осталось неизвестно потомкам.
Особенно много таких героев оставили Первая Мировая и Гражданская войны. Один из них - Михаил Кузьмич Войналович (1878 - 1918), русский офицер, полковник Генерального Штаба, ближайший соратник М.Г. Дроздовского, начальник штаба Бригады Русских Добровольцев, участник Похода Яссы - Дон, георгиевский кавалер, ветеран Китайского Похода, Русско-Японской и Первой Мировой войн. Увы, фотографий этого замечательного человека мне так и не удалось найти. Тем не менее, его личность и его жизнь, несомненно, интересны и заслуживают, чтобы о них помнить.
О происхождении Войналовича известно немногое. Даже о дате его рождения спорят: 2 ноября 1878 года - это по старому или по новому стилю. Точно известно одно - что родился он в православной семье. В 1898 году М.К. Войналович экстерном окончил Полоцкий кадетский корпус (выдержав экзамен за полный курс), в том же году поступил в Алексеевское военное училище в Москве, которое окончил в 1900-м году и был выпущен подпоручиком в 8-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. В составе этого полка принимал участие в Китайском походе (подавление т.н. "боксёрского восстания", вылившегося в массовые погромы христиан). В 1903 году Войналович получает производство в чин поручика. Спустя год Михаил Кузьмич в составе своего полка принимает участие в боях Русско-Японской войны. По окончании войны Войналович получает производство в чин штабс-капитана.
В 1910 году штабс-капитан Войналович по 1-му разряду окончил Императорскую Николаевскую Академии Генерального Штаба. В том же 1910 году он получает чин капитана. Цензовое командование ротой будущий герой Гражданской войны отбывал в составе 2-го Сибирского стрелкового полка. 26 ноября 1912 года он получает назначение старшим адъютантом штаба 7-й Сибирской стрелковой дивизии.
Как и его будущий соратник и командир М.Г. Дроздовский, Войналович живо интересовался новинками в военном деле и военной техникой. В частности, его, как и многих перспективных офицеров начала ХХ века, не миновало увлечение авиацией. В 1913 году Михаил Кузьмич оканчивает Офицерскую Воздухоплавательную школу, получив квалификацию лётчика-наблюдателя.
Первую Мировую войну Войналович встретил в своей штабной должности в 7-й Сибирской стрелковой дивизии. В первых же боях проявил доблесть, за что удостоился Георгиевского оружия. В июне 1915 года Войналович, будучи уже старшим адъютантом штаба Гродненской крепости (вернее, временно исполняющим эту должность), Войналович удостаивается за боевые отличия Ордена Святого Великомученика Георгия IV степени. С августа 1915 года он исполняет должность начальника штаба 124-й пехотной дивизии, с августа 1916-го года - начальника штаба 118-й пехотной дивизии. В декабре 1916 года производится в полковники. 20 июня 1917 года, уже после Февральского переворота, Войналович получает назначение командиром полка - 239-го пехотного Константиноградского.
Орден Святого Великомученика Георгия IV степени
Когда разразилась большевицкая революция, и новое самозванное правительство вступило в переговоры с австро-германскими оккупантами о заключении "мира без аннексий и контрибуций", кадровый офицер Войналович понял, что с этой властью он не уживётся. Вскоре до него дошли сведения, что полковник М.Г. Дроздовский в Скинтее формирует бригаду для похода на Дон, на соединение с Л.Г. Корниловым, также начавшим борьбу против большевиков. Войналович прибывает в Скинтею одним из первых. С Дроздовским они быстро сошлись накоротке - два офицера Генштаба, два ветерана-патриота отлично понимали друг друга. Поначалу Войналович назначается командиром 1-го стрелкового полка Дроздовской бригады, но с февраля 1918 года становится начальником штаба у Дроздовского. Войналович был храбр, решителен, хорошо знал штабное дело, держался безукоризненно правых убеждений, а главное - в любых обстоятельствах оставался спокоен, как удав, органично дополняя этим своим качеством нервного и порывистого Дроздовского. Несмотря на свою "бумажную" должность, Войналович активно занимался и делами, не связанными непосредственно со штабом: вербовал добровольцев, укреплял дисциплину, лично проводил с добровольцами строевые занятия. 26 февраля (11 марта) 1918 года именно решительность Войналовича спасла бригаду: воспользовавшись отъездом Дроздовского в Яссы, румыны попытались разоружить добровольцев. Войналович поднял своих бойцов в ружьё, занял боевые позиции, выкатил пушки и пригрозил открыть огонь на поражение не только по румынским войскам, но и по Ясскому дворцу. Угроза подействовала - в тот день добровольцев оставили в покое. И именно Войналович добился от румынского руководства предоставления дроздовцам поездов для перевозки бригады в Россию.
В ходе Похода Яссы - Дон Войналович не только оставался "правой рукой" командира бригады М.Г. Дроздовского, но и неоднократно принимал на себя командование вооружёнными отрядами, которые Дроздовский посылал для ликвидации революционных шаек, терроризировавших население, убивавших офицеров и мешавших движению бригады. В частности, именно он руководил разгромом большевицкого комитета в деревне Долгоруковка, описанным в дневнике Дроздовского.
Дроздовцы на походе
В начале мая 1918 года Войналович принял участие в разработке операции о освобождению Ростова от большевиков и лично участвовал в бою за Ростов. В ходе Ростовской операции под началом Войналовича оказался конный дивизион с артиллерией и броневиком. Этот подвижный отряд успешно прорвал оборону красных, ворвался в город и овладел железнодорожным вокзалом. В ходе короткого штурма вокзала Войналович, первым ворвавшийся в здание, был убит случайным красноармейцем.
М.Г. Дроздовский тяжело переживал утрату верного друга и соратника. Дневник Михаил Гордеевича донёс до нас его слова: "Я понёс великую утрату - убит мой ближайший помощник, начальник штаба, может быть единственный человек, который мог меня заменить".