"Фронтир и Дикий Запад" - о гуронах-католиках

Jul 24, 2021 20:40

Каков был круг жизни крещенного гурона? Собрав урожай, они отправляются на охоту за бобром, чьи пушистые, ценные шкурки являются основным продуктом канадской торговли. Эта охота длится два-три месяца. Когда приближается праздник дня Всех Святых (1 ноября), все охотники возвращаются домой, чтобы проникнуться божественными таинствами и облегчить благочестивыми молитвами души умерших - долг, который они выполняют с удивительным благочестием и вниманием. По окончании праздников они сразу же возвращаются в лес на охоту, занимаясь этим промыслом до начала декабря.



Лоретта, католическое село индейцев-гуронов

Затем, покинув лес, они снова возвращаются домой, чтобы отпраздновать праздник непорочного зачатия Пресвятой Богородицы (8 декабря прим. Ф.Д.З.), а также праздник святого Франциска Ксаверия, которого они с особым рвением почитают как второго опекуна и покровителя канадских миссий, помимо святого Иосифа. Все при помощи таинства покаяния выплачивают долги, которые они взяли перед Богом, - делая это за несколько дней до Рождества, чтобы у них было больше времени испытать свою совесть и подготовить свои души к причастию.

Это также дает священнику больше возможностей индивидуально выслушать каждого из них, что становится менее удобно и полезно, когда они толпами собираются на священный суд таинства покаяния. Остаток декабря и месяца января (до дня, посвященного очищению Богородицы, в храме (с 28 янв. по 02 фев.) они проводят частично на рыбалке, частично на более легкой охоте на куропаток, зайцев и другой подобной дичи. В это время они часто ночуют на открытом воздухе.

Если же из-за сильного холода или дождя они не выходят из дома, то занимаются плетением сеток для своих снегоступов, которые они используют для преследования крупных животных, бесстрашно пересекая леса и равнины, покрытые глубоким снегом. Когда они видят следы или узнают места обитания таких (крупных) зверей, они кочуют туда со всей своей семьей и не возвращаются в свои дома в деревне, пока под весенним дыханием южных ветров не начнет таять снег.

Вернувшись в свою деревню и восстановив силы пасхальной пищей, они засевают свои поля индейской кукурузой, а затем устремляются к берегам рек в поисках рыбы или обдирают в лесу старые деревья, из коры которых они стоят свои легкие каноэ. Построив свои суда, к концу августа они собирают в больших количествах растение, полезное в медицине и имеющего в Европе стабильный спрос, которое аптекари называют «Capillaire» [1].

Пока они занимаются всеми этими делами, созревает индейская кукуруза, и ее жнут к 13 сентября. После этого снова начинается сезон охоты на бобра, который, как я только что сказал, продолжается до 1 ноября.

Этот текст - из письма-отчета руководителя иезуитской миссии Луи Давогура, составленного в гуронской деревне Лоретта 7 октября 1710 г.

Ниже Давогур хвалит гуронов из Лоретты за набожность и благочестие, а также за почти полный отказ от спиртных напитков. Перед любым крупным делом индейцы обращались к миссионеру за советом и благословением, а перед уходом и приходом в деревню индейцы обязательно посещали часовню и причащались.

В этом же письме миссионер пишет о том, как в гуронах сочетались христианские добродетели и традиционная воинственность, связанная с культом воина, необходимым для продвижения мужчины по социальной лестнице:

"Такое неукоснительное благочестие лореттанцев в купе с воздержанием от опьяняющих напитков - нисколько не умаляет их бойцового духа, которым обычно обладают эти дикари. Оно просто накладывает умеренность и определенные ограничения на их воинственный пыл. Например, они никогда не возьмутся за оружие, кроме как по желанию губернатора.

Когда им приходится драться, они часто служат примером и поводом для укора многим своим соотечественникам. Был случай, когда наши напали на одну английскую деревню, а противник выслал на ее защиту отряд кавалерии, так вот, французы, абенаки и лореттанцы в одиночку выдержали и отразили нападение, зато остальные дикари обратились в позорное бегство.

"И это неудивительно, - сказали наши гуроны, - ибо кто может быть сильным, Зная, что он враг Бога, и что, потеряв эту земную жизнь, он обретет лишь вечную смерть?"



Крещёный воин-гурон. На шее индейца,
помимо традиционного индейского ожерелья из медвежьх когтей,
хорошо различимы католические чётки-розарий

Французские капитаны охотнее, чем где бы то ни было, вербуют солдат из деревни Лоретта. "Ибо, - признают они, - мы точно знаем, что в схватке они никогда не бросят знамени и не отступят перед атакой врага".

И также как высоко их ценят французы, также высоко они уважают французов и превыше всего они почитают короля Франции, как за его благородные поступки, так и за рвение в распространение и защите истинной веры, на стезе которой, как они знают, он прославился.

Перед тем как идти на войну (и, если того требует случай, на верную смерть), они пытаются укрепить или восстановить божественное благорасположение, возлагая свои грехи к ногам священника. И они старательно сохраняют благодать, полученную при причастии, как я лично мог убедиться во время недавней войны [2], так как сам был среди них.

Дикарь, сбежавший из английского лагеря, направился в Квебек и объявил, что враг уже в досягаемости наших границ с тремя тысячами человек. Маркиз де Водрей, наш главнокомандующий, предпочел не дожидаться врага. Поэтому он поспешно собрал две тысячи человек, частично французов, а частично дикарей.

Лореттанцы, думая, что ими пренебрегли из-за того, что их не пригласили в ряды войска в числе прочих соотечественников, прислали ко мне одного из своих вождей, который выразил от общего имени жалобу на несправедливость, как тактично они это назвали. Я ответил ему, что скоро ожидается прибытие капитана от губернатора и, в самом деле, он скоро появился и пригласил жителей Лоретты присоединиться к войне. Тогда во всей деревне воцарилась большая радость.

Не пропал ни один боец подходящего возраста, пошли даже двое стариков в возрасте шестидесяти лет. Между тем внезапно пришло сообщение, что враг близко. Раздался призыв к оружию. Но наши гуроны, которых губернатор в качестве особого знака почета назначил своими телохранителями и охраной, заявили, что не двинутся в путь, пока все не поучаствуют в божественных обрядах, хотя это и происходило поздней ночью.

Это же благочестие сквозило в их поведении на протяжении всей экспедиции и вызывало большое восхищение и должную похвалу со стороны французов. Тот же дух сохранялся после того, как армия достигла Шамбли, где был назначен общий сбор всех войск. Там они совершали утреннюю и вечернюю молитву - как публично, как это принято в деревне Лоретта, так и частным образом. Они избегали ночных сборищ и танцев других дикарей, хотя были их родственниками и друзьями. Они приходили к ним днем и везде являли собой пример скромности и благочестия.

Их поведение было настолько превосходным, что, когда войска были распущены после победы, гуроны Лоретты назывались не иначе как «святые дикари». Отец Валлан, настоятель резиденции в Монреале, когда мне случилось там побывать по пути в Квебек, нежно обнял меня и сказал: "Отец мой, поздравь себя, ибо у тебя столько же святых, сколько у тебя гуронов в Лоретте"".
(С) Источник.
__________________________________
Примечания:
[1] Capillaire это растение Adiantum pedatum, папоротник обыкновенный, «девичий волос», используется в медицине как мягкое грудное средство, раньше пользовалось большой репутацией среди врачей.
[2] Имеется ввиду противостояние без особых крупных боев между франко-индейским ополчением и сухопутной экспедицией англичан из провинции Нью-Йорк под командованием Фрэнсиса Николсона в октябре 1709 г. Английская экспедиция окончилась полным провалом из-за болезней, недостатка финансирования и отсутствием помощи флота против французских поселений в Нижней Канаде.

Индейцы, Наблюдая за католиками

Previous post Next post
Up