Оборона Брестской крепости: вспомним, как это было

Jul 23, 2021 22:26

23 июля 1941 года, 80 лет тому назад, в ходе короткого, но жестокого боя гитлеровцами был захвачен в плен один из руководителей обороны Брестской крепости - майор П.М. Гаврилов. Этот день считается официальной датой окончания героической обороны Брестской крепости. Целый месяц крепость, принявшая на себя удар гитлеровских полчищ в первые же минуты войны, продолжала сопротивляться, приковывая к себе целую дивизию неприятеля. Что ж - есть повод бросить взгляд на эти события 80-летней давности и ещё раз вспомнить это, пусть не самое крупное, но одно из самых ярких сражений Великой Отечественной войны.



Брестская крепость, построенная ещё в первой половине XIX столетия и дополнительно укреплённая в начале ХХ века, к началу Второй Мировой войны прежнее стратегическое значение утратила. В СССР её использовали как военный городок - здесь размещались подразделения пограничных войск (из 17-го Брестского погранотряда) и стрелковые полки 6-й и 42-й стрелковых дивизий. Здесь же жили семьи командиров. Незадолго до рокового 22 июня большая часть стрелковых подразделений и почти вся артиллерия были выведены из крепости - они отправлялись на учения, которые командование как раз запланировало на 22 июня. В крепости оставалось, по одним данным, 8,5 тысяч человек, а по другим - чуть более 3-х тысяч.  Именно им пришлось принять на себя удар 45-й дивизии вермахта.


Эта дивизия находилась у Гитлера на особом счету. именно её войска первыми триумфально вступили в завоёванный Париж, она участвовала в боях в Бельгии, Голландии, а главное - знала предстоящий театр военных действий по Польской кампании 1939 года. Кроме того, набирались солдаты для этой дивизии в Австрии, в округе Линце - Гитлер, как мы знаем, в Первую Мировую был ефрейтором австрийской армии. Численность дивизии составляла 15 тысяч человек (а по некоторым сведениям, даже 17 тысяч).

Нацисты не рассчитывали, что им долго придётся задержаться у стен Брестской крепости - всего лишь неполных два года тому назад они успешно взяли её у поляков. 22 сентября 1939 года немцы передали крепость Красной Армии, предварительно срисовав её подробный план. Укрепления же Брестской крепости (напомню: крепость возведена в XIX веке) были неспособны выдержать огонь современной артиллерии, а тем более - авиаудары.

Штурм Брестской крепости нацистами начался ровно в 4 утра 22 июня 1941 года с мощной артподготовки. Немецкая артиллерия била прицельно по казармам гарнизона (местоположение которых немцам было прекрасно известно!) и по офицерским общежитиям, стремясь нанести защитникам Бреста максимальный урон в живой силе. По подступам крепости и по её воротам также били немецкие пушки, не давая бойцам гарнизона покинуть крепость и выйти из-под обстрела. В итоге значительная часть и без того сильно уменьшенного гарнизона оказалась погребена под развалинами собственных казарм.



Брестская крепость под обстрелом.

В 4-45 гитлеровские войска пошли на приступ. Болотистая местность и расположение основных укреплений Брестской крепости на островах не позволяли немцам использовать их главную ударную силу - танки. Это давало определённые преимущества гарнизону, однако враг сохранял численное превосходство.

Немцам удалось без особого труда занять Южный остров с расположенным на нём Волынским укреплением. В числе прочих строений немцами оказался захвачен госпиталь. С больными и ранеными не церемонились - просто добивали прикладами (тех больных и раненых, кто мог ходить, выборочно оставили в живых - об их участи мы ещё скажем дальше). Так первый же день Великой Отечественной войны ознаменовался и первыми военными преступлениями "евроинтеграторов" на русской земли. Тереспольское укрепление, где оборону держали пограничники, оказало сопротивление. Однако  в результате обстрела пограничники оказались разделены и оборонялись разрозненными группами, что и привело к их быстрому поражению. Противник занял Тереспольские укрепления на Западном острове и через Тереспольские ворота ворвался в цитадель.



Карта укреплений Брестской крепости

Однако эти бои за передовые укрепления позволили защитникам цитадели сорганизоваться. В Тереспольских воротах комиссар Е.М. Фомин со своими бойцами контратаковал немцев и нанёс существенные потери их авангардным отрядам, пока пехотные подразделения занимали оборону в уцелевших казармах. В итоге прорвавшиеся немцы, сумевшие занять офицерскую столовую и клуб, оказались в окружении: в тылу, в казематах укрепились и вели огонь защитники крепости, а спереди немцев ждали свежие, ещё не вступившие в бой советские войска. Наши стрелки, хорошо подготовленные к обороне крепости майором Гавриловым, успешно отстреливали немецких офицеров. Попытки окружённых прорваться назад, к своим, встречали огнём пограничники. Они же не допускали в цитадель немецкие подкрепления. Применить же артиллерию фашисты не решались, боясь попасть по своим. Отбита была и атака немцев на Холмские ворота с Южного острова.

К 7-30 утра оборона Брестской крепости была организована по всему периметру. Несмотря на тяжёлые потери, понесённые гарнизоном в результате артобстрела и в последующем бою, командиры сумели оперативно переформировать поредевшие части и занять круговую оборону. Стало ясно, что первая атака немцев захлебнулась. Бойцы гарнизона были отлично мотивированы - не имея общей картины боевых действий, они свято верили, что им достаточно просто удержать оборону - скоро подойдут из ближнего тыла свежие части, и тогда немцев вышвырнут за границу. Однако связаться с "большой землёй" гарнизону крепости никак не удавалось - диверсанты "Бранденбурга - 800" постарались вывести из строя все линии связи. Напрасно взывали радисты: "Я крепость! Я крепость! Веду бой!" - этих сигналов никто не слышал. Оставалось надеяться только на себя и свои силы.

К полудню гитлеровские войска заняли город Брест-Литовск. Крепость оказалась полностью блокированной. В 13.15 немцы бросают в атаку свой 133-й пехотный полк, доселе бывший в резерве. Заняв часть Кобринского укрепления, 133-й полк атаковал Цитадель - и был отброшен защитниками крепости. Прибывший на место командир 45-й немецкой дивизии генерал Шлипер сделал вывод, что взять Цитадель его пехота не в состоянии и приказал с наступлением темноты отвести пехоту от крепости и возобновить артобстрелы. Так защитники Брестской крепости в первый же день войны, 22 июня 1941 года, вынудили немецкие войска отступать. Первый бой за крепость завершился победой её защитников.



Немецкая пехота на подступах к Брестской крепости.

День 23 июня снова начался с мощного артобстрела. Правда, плотная застройка крепости и огонь её защитников мешали немцам вывести артиллерию на прямую наводку. Тем не менее, гарнизон продолжал нести потери от огня. К Брестской крепости были доставлены две крупнокалиберные осадные мортиры системы "Карл", наводившие ужас на цивилизованных европейцев. Двухтонные снаряды этих монстров крушили крепостные стены, словно песчаные домики - но русские бойцы продолжали отстреливаться, даже будучи тяжело ранеными.

После артиллерийской подготовки гитлеровцы пошли на новый штурм. Впереди строя атакующие гнали раненых красноармейцев, женщин и детей, которых захватили в госпитале при штурме Волынского укрепления. Ранеными и детьми захватчики прикрывались как щитом, предлагая защитникам крепости невыносимый нравственный выбор - сдаться или стрелять по своим.

Тем не менее, и эта атака была отбита. В 10 часов утра немцы решили сделать передышку. Одновременно из радиорепродукторов зазвучали призывы к сдаче. Тем, кто добровольно согласиться выйти из крепости и сложить оружие, обещалась не только жизнь, но и гуманное обращение (что ж - "гуманность" немецких захватчиков защитники Брестской крепости уже успели повидать и 22 июня - в Волынском госпитале, и 23-го - во время утренней атаки). Говорилось, что Минск и Смоленск давно пали, и сопротивление бесполезно, так как немцы вот-вот войдут в Москву. Тем не менее, большинство защитников крепости на эту удочку не клюнуло - и справедливо. В действительности Брестская крепость стала для захватчиков настоящей занозой. Она прикрывала важные транспортные пути, через Брест-Литовск немцы рассчитывали снабжать свои наступающие войска. А тут - довольно сильный гарнизон не просто в тылу, а в аккурат на самых коммуникациях.



Оборона Брестской крепости

Западным сектором обороны Цитадели командовал лейтенант пограничных войск Андрей Кижеватов. Он не просто руководил боями - его постоянно можно было видеть то с винтовкой, то с пулемётом, отстреливающимся от немцев, то поднимающим своих бойцов в контратаки. Оборону у Холмских ворот и Кольцевой казармы занял со своим отрядом уже упомянутый нами комиссар Ефим Фомин. Двое суток немцы пытались перейти мост и овладеть Холмскими воротами, открывавшими перед ними дорогу в самый центр Цитадели - и неизменно Фомин с отрядом встречал их яростными контратаками и опрокидывал. Не удалось немцам поставить под свой контроль и Кобринское укрепление. Здесь ключом обороны стал Восточный форт, командование над которым принял майор Пётр Гаврилов.

Положение обороняющихся усугублялось тем, что продовольственные склады Брестской крепости немцы захватили в первый же день боёв. А система водоснабжения крепости была уничтожена артобстрелом. Гарнизон крепости вынужден был отражать атаки превосходящих сил врага, не имея ни пищи, ни воды. Особенно нужна была вода для раненых - ведь им требовалось промывать раны. Но водопровод был уничтожен, а попытки набрать воды в реке (Брестская крепость находилась на слиянии рек Западный Буг и Муховец) пресекались огнём немецких пулемётов.

24 июня, после нового мощного артобстрела, немцы двинулись в новый штурм. На этот раз им удалось ворваться в Цитадель и закрепиться в ней. Остатки её защитников, сражавшихся у Тереспольских и Холмских ворот, отошли к казармам 333-го полка и инженерным казармам, где сформировали объединённый отряд. Командование над этим отрядом принял на себя капитан Иван Зубачёв, его заместителем стал комиссар Фомин. В тот же день был написан приказ №1 по гарнизону Брестской крепости - единственный дошедший до нас документ об этой обороне с советской стороны. Начавшийся штурм не позволил даже дописать документ - но сам штурм был отражён. Посланный в Берлин рапорт о взятии Брестской крепости оказался преждевременным.

Тем не менее, голод, жажда и отсутствие известий из внешнего мира вынудили защитников Брестской крепости пойти на крайнюю, отчаянную меру. Находившиеся при них женщины и дети были отправлены в немецкий плен - в противном случае их всех ждала бы смерть от голода и жажды. Среди этих женщин и детей находилась юная героиня Брестской обороны Валя Зенкина. Немцы решили воспользоваться девочкой, чтобы передать защитникам крепости ультиматум - либо гарнизон немедленно в полном составе складывает оружие, либо крепость вместе с защитниками будет стёрта с лица земли. Однако Валя назад к немцам не вернулась - она предпочла остаться вместе с защитниками крепости.



Жёны и дети защитников Брестской крепости в немецком плену.

26 июня 1941 года группа солдат из инженерных казарм по приказу Зубачёва и Фомина попыталась вырваться из крепости и уйти к партизанам. Выбрав неожиданный для врага момент, группа прорыва устремилась к Муховцу и бросилась через реку вплавь. В ответ немцы усилили артиллерийские обстрелы. Зубачёв и Фомин, понимая, что теперь не уйти, сосредотачивают свои усилия на том, чтобы как можно дольше связывать немцев боем. Только 30 июня, после сильного артналёта, разрушившего перекрытие, в результате чего Зубачёв и большинство его бойцов оказались завалены, немцы заложили взрывчатку под уцелевшую часть казарм, в которой забаррикадировался Фомин. Последних защитников инженерных казарм взяли в плен в бессознательном состоянии. Фомина как еврея немедленно расстреляли. Зубачёв был тяжело ранен, к тому же в плену он подхватил туберкулёз. До освобождения капитан так и не дожил.

Схожим образом завершилась и оборона на участке Кижеватова. 29 июня, при попытке прорыва из крепости к партизанам, лейтенант был тяжело ранен. Уйти он не смог, и остался прикрывать отход своих товарищей.

В Кобринском укреплении продолжали держать оборону артиллеристы 98 противотанкового дивизиона. Не в силах сломить их сопротивление пехотой, гитлеровцы всё же решаются вызвать танки. Два танка артиллеристам удалось уничтожить. А когда последняя пушка была подбита немцами, бывшие артиллеристы с винтовками ушли в казематы, откуда продолжали действовать как обычная пехота.



Лейтенант Кижеватов руководит обороной на западном участке
Цитадели Брестской крепости.

29 июня прекратил огранизованное сопротивление и Восточный форт. Немцы подвергли его массированной бомбардировке с воздуха. Одна из бомб попала в склад с боеприпасами, которые сдетонировали. Большинство защитников форта погибли, многих захватили в бессознательном состоянии. Боясь спускаться в казематы, немцы принялись выжигать их огнемётами. До их пор на стенах Брестской крепости видны подтёки - от огня кирпич плавился.

Таким образом, 30 июня можно считать днём окончания организованной фазы обороны Брестской крепости. Уцелевших защитников это, однако, не сломило. До 20-х чисел июля продолжалось партизанское сопротивление защитников крепости. Выбираясь из своих укрытий по ночам, они обстреливали немцев из автоматов и пулемётов. Одна из сохранившихся надписей на стене Брестской крепости гласит: "Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20 июля 1941 года". Двадцатое июля! А Гитлер уже 24 июня получил хвастливую реляцию о падении Брестской крепости. 23 июля в ходе ожесточённого боя был контужен и в бессознательном состоянии схвачен майор Гаврилов, защитник Восточного форта.  Однако немногочисленные свидетели боёв за Брестскую Крепость в один голос утверждают, что отдельные очаги сопротивления сохранялись до конца августа, а последний защитник крепости согласился сдаться только весной 1942 года.



Надпись на стене Брестской крепости. К сожалению, не удалось установить имя бойца,
который её оставил.

Брестская крепость навсегда стала символом непобедимости русского духа, символом стойкости русского солдата, защищающего свою Родину даже в самых безнадёжных условиях. В послевоенные годы на территории крепости возник мемориал, посвящённый её защитникам.

История Отечества, Великая Отечественная война, Брестская крепость

Previous post Next post
Up