За рекой над Жлобином полыхало зарево. На левом фланге 63-го стрелкового корпуса окопались бойцы 154-й стрелковой дивизии. По всей линии берега непрерывно взлетали гитлеровские осветительные ракеты. Фашистские пулеметчики отзывались на малейший шорох в прибрежных травах.
Комбат вышел из землянки... Сон был недолог, но крепок. Ему снилась родня Волга, где он восемнадцати лет вступил в Красную Армию. Сражался на чехословацком фронте, потом - с Деникиным. В Казани после гражданской войны успешно закончил в 1929 году военное училище, и позже - высшее тактическое стрелковое училище (курсы «Выстрел», - прим.).
Баталов Федор Алексеевич - командир 2-го стрелкового батальона
437-го стрелкового полка 154-й стрелковой дивизии
Теперь, опять шла война, и он был командиром 2-го батальона 437-го стрелкового полка 154-й стрелковой дивизии.
Батальон любил своего командира - капитана Федора Алексеевича Баталова. Не жалея сил и труда, порой без сна и отдыха, сколачивал комбат боевой коллектив. Вместе с бойцами на занятиях метал гранаты, ползал с винтовкой по-пластунски. Он обучал людей личным примером...
- Капитана Баталова в штаб, - донеслось из темноты.
Комбат быстро перебежал открытое поле и, нагнувшись, нырнул в блиндаж. При тусклом свете горящей свечи он увидел начальника штаба полка. Разложенную на столе карту окружили командиры.
Разведка сообщала, что западная половина Жлобина захвачена немцами. Противник приспособил к обороне железнодорожную насыпь, северное и южное депо, хлебзавод и другие здания. Дивизии предстояло форсировать Днепр в районе Жлобина и во взаимодействии с 167-й и 61-й дивизиями, действующими севернее, нанести удар в направлении Бобруйска.
Зачарованный Днепр просыпался. Баталовцы готовились к стремительной атаке с форсированием Днепра. Федор Алексеевич отдавал себе отчет в том, какую большую ответственность принимает на себя батальон. Это был первый контрудар по немецким войскам. От него в какой-то степени зависело положение наших войск на Смоленском направлении.
День обещал быть жарким. От реки поднимались густые пары. Саперы под командованием капитана Петра Демьяновича Даневича восстанавливали железнодорожный мост. И когда переправа достигла правого берега реки, 6-я рота под командованием лейтенанта Петра Гарнаги получила приказ закрепиться за берег. Противник открыл огонь по роте. В самый разгар боя был ранен минометчик. Снайпер Котвицкий подбежал к миномету и открыл по противнику огонь. Немцы ответили беглым огнем. Снаряды ложились рядом.
Даневич Петр Демьянович - начальник инженерной службы
154-й стрелковой дивизии
Над зеленой зарослью поднялся широкоплечий капитан, повернулся к бойцам, отдал команду и бросился вперед. Над Днепром загремело мощное «Ура!». Батальон ворвался в Жлобин. Для немцев удар советских воинов был полной неожиданностью. Группа младшего лейтенанта Шмакова завязала бой на улицах Жлобина, а группа Коваленко развернулась на юг и прикрыла левый фланг. Стремясь уничтожить советских бойцов, немцы обрушили на них огромной силы артиллерийский и минометный огонь.
- К бою! - скомандовал капитан Чистяков. - Врагов подпустить близко и бить короткими очередями.
Он сам взялся за пулемет и навел его на цель. Когда немцы подошли вплотную, открыл губительный огонь. Взводы, вышедшие на фланги и в тыл немцам, во многом решили успех батальона. Внезапный шквальный огонь миномета, трех ручных и станкового пулемета взвода вызвал панику среди немцев, нанес большие потери. В этом бою особенно отличился взвод младшего лейтенанта Александра Ефимовича Ерохина, героически погибшего при отходе немцев. Советское правительство посмертно наградило А.Е. Ерохина орденом Ленина.
К исходу 14 июля батальон Баталова занял северное и южное депо станции Жлобин. Фашисты укрывались за железнодорожными насыпями, использовали водонапорные башни и каменные здания. Комбат перебегал от одной группы бойцов к другой, поднимая их в контратаку. Вечером бой утих, и Баталов ползком, перебежками преодолевал простреливаемые фашистами рубежи, обследовал одно подразделение за другим...
После короткой передышки 17 июля Баталов вновь повел свой батальон в атаку и занял деревню Заградье. 18 июля батальон выбил гитлеровцев из деревень Придорожное и Заводное. Под ураганным минометным и пулеметным огнем противника капитан Баталов вел бойцов на штурм фашистских укреплений. Шесть раз батальон ходил в атаку. Два раза сам комбат водил в штыки по пятьдесят человек. Обозленные неудачей, фашисты бросили крупные силы против батальона, дважды окружали его в Заводном. Но Баталов оба раза выводил бойцов из окружения.
В июльских наступлениях красноармейцы, командиры батальона Баталова проявили массовый героизм. Баталовцы оттянув на себя значительные силы врага, содействовали полному освобождению Жлобина и многих деревень, разгрому ряда немецких подразделений. Несколько раз водил бойцов в штыковые атаки командир 6-й роты П. Гарнага. Будучи ранен, он не покинул поля боя. Метко расстреливал врага минометный расчет красноармейцев. Когда враг обрушил на смельчаков шквал огня, на помощь прибыли бойцы соседнего расчета - Пичугин, Власов и Веселов. Они сумели организовать отпор врагу. Отважно громили врага бойцы взвода Хоружего, пулеметчики младшего лейтенанта Юхачева. Только за один день пулеметчик Калинин уничтожил 50 фашистов.
Гарнага Прокофий Андреевич - командир 6-й стрелковой роты
154-й стрелковой дивизии
Люди героического батальона совершили настоящий подвиг. В составе 63-го стрелкового корпуса они в течение полутора месяцев сдерживали бешеные атаки противника. Корпус форсировал Днепр, отбил у фашистов Рогачев и Жлобин и почти достиг Бобруйска, закрепился на освобожденной территории преградил путь наступающим фашистским ордам на главном направлении. Сцементированные волей капитана Баталова, бойцы 2-го батальона 437-го стрелкового полка вписали героические страницы в историю подвигов нашего народа в грозном 1941 году. Вот наградной лист бесстрашного командира:
«Капитан Баталов командует 2 батальоном 437-го стрелкового полка. 10 суток, не выходя ни на минуту из боя, вел Баталов свой батальон от победы к победе... Баталов лично повел свой батальон вперед. Фашисты сделали 6 огневых заградналетов по батальону, но ни один боец не дрогнул. Все смело шли за своим мужественным комбатом. Растерявшийся противник в панике бежал. Баталов уверенно продолжал бить врага.
Достоин присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир полка
Майор Вайнтрауб
Военком полка
ст. политрук Токарев»
Далее следуют подписи вышестоящих начальников: комбрига Фоканова, комиссара Алферова, командира корпуса Петровского, командующего 21-й армией генерал-полковника Кузнецова и члена Верховного Совета Колонина.
9 августа 1941 года Михаил Иванович Калинин подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Баталову Федору Алексеевичу.
437-й стрелковый полк 154-й стрелковой дивизии атакует немецкие позиции
на подступах к городу Жлобину. 13 июля 1941
17 августа 1941 года. Дивизии корпуса вырвались из окружения. Но в этот день геройской смертью погибли под Скепней командир 63-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант Л.Г. Петровский и капитан Ф.А. Баталов (в это время он был уже командиром 437-го стрелкового полка). А бойцы корпуса дошли до Берлина, среди них были и баталовцы.
Горит Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Вдоль мраморного барельефа застыли молодые солдаты. Они принимают присягу на верность Родине. Это ваши наследники, генерал Петровский и капитан Баталов. И они с честью будут нести наше знамя верности Родине.
(С)
Источник.