Нет, это не бред сумасшедшего, не альтернативная история и не очередной шедевр НАТОвской пропаганды. И тем более не попытка переложить ответственность за развязывание Великой Отечественной войны на СССР и русский народ. Это реальный факт отечественной истории: уже в июне 1941-го советские войска смогли не только быстро оправиться от "фактора внезапности" и начать оказывать немецким захватчикам организованное сопротивление, но и перенести на отдельных участках фронта боевые действия на территорию врага.
Произошло это 24 июня 1941 года. Речь идёт о десанте Дунайской военной флотилии на румынский берег Дуная.
Дунайская флотилия идёт к румынскому берегу.
Фашистская Румыния напала на СССР вместе с нацистской Германией. Планы румын - этих стервятников обеих мировых войн, которых печально известный иерей Даниил Сысоев пытался выставить "борцами за Православие", были очень амбициозны. Борцуны оказались с большими имперскими аппетитами: по их планам, в состав "Великой Румынии" должна была войти не только вся территория Бессарабии, но и всё северное Причерноморье, освоенное трудами и жертвами русских людей. А рассчитывали в этих своих геополитических проектах стервятники, разумеется, на мощь гитлеровской военной машины - их собственная армия, мягко говоря, оставляла желать много лучшего.
22 июня румынские войска вместе с немецкими перешли государственную границу СССР. Румынским фашистам удалось захватить на советской территории пять плацдармов, но к 25-му июня эти плацдармы оказались успешно ликвидированы, и в головах советских командиров созрел дерзкий план - силами Дунайской флотилии (командующий - контр-адмирал Н.О. Абрамов) и 51-й стрелковой дивизии (командир - генерал П.Г. Цирульников) перенести боевые действия на территорию врага, создать наступающим севернее немцам угрозу с южного фланга. Тем более, что румынская артиллерия продолжала обстреливать советскую территорию, и эту проблему тоже надо было как-то решать.
Силы Дунайской военной флотилии составляли: "1) дивизион мониторов (5 мониторов), 2) дивизион бронекатеров (22 катера), 3) отряд катеров - тральщиков (7 катеров-тральщиков), 4) отряд полуглиссеров (6 полуглиссеров), 1 минный заградитель, 1 штабной корабль, 1 плавучая мастерская, 1 госпитальное судно, 2 колесных буксира, 12 катеров вспомогательного назначения. Кроме того, в состав флотилии входили 46-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, Дунайский сектор береговой обороны в составе 6 береговых артиллерийских батарей, 96-я истребительная авиационная эскадрилья с 14 самолетами, 17-я пулеметная рота и отдельная стрелковая рота" (
Источник). Несколькими судами располагал также 79-й пограничный отряд - 4 катера типа "морской охотник" и 22 малых речных катера. Однако основной силой СССР на румынском участке всё же была дивизия Цирульникова.
Первоначальной задачей десанта было захватить укреплённые позиции румынских войск на мысе Сатул-Ноу. Для этих целей предназначались сводная пограничная рота, пулемётная рота и стрелковая рота. Для их доставки к румынскому берегу задействовали четыре катера и два монитора. С советского берега высадку десанта должны были поддерживать три артиллерийские батареи.
Операция началась на рассвете 24 июня 1941 года. После артподготовки три роты десанта были успешно высажены на мыс Сатул-Ноу и без труда разбили занимавшие там оборону две румынские роты, взяв около 70 человек в плен. Советские потери составили 10 человек раненых. После этого на мыс был высажен батальон 51-й стрелковой дивизии. Так боевые действия впервые за время Великой Отечественной войны оказались перенесены за пределы СССР. Казалось, слова песни: "И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом", - начинают сбываться.
Начало высадки Дунайского десанта
После успешного занятия мыса Сатул-Ноу советское командование направило второй десант в район села Килия-Веке. На этот раз в десант были выделены крупные силы - три батальона 23-го стрелкового полка (командир - майор П.Н. Сирота). Общее руководство высадкой осуществлял капитан-лейтенант И.К. Кубышкин. Для доставки советских пехотинцев за Дунай задействовались 4 бронекатера и 10 пограничных катеров.
Операцию производили поздно вечером 25 июня. Под покровом темноты советские суда подошли к румынскому берегу незамеченными, румыны слишком поздно открыли огонь. В течение ночи Килия-Веке была занята тремя советскими батальонами. Румынский гарнизон не сумел оказать достойного сопротивления. К 10 часам утра красноармейцы овладели плацдармом в 3 км глубиной. Пехотно-артиллерийский батальон румынских фашистов, оборонявший Килию-Веке, был полностью уничтожен, до семисот вражеских солдат и офицеров оказались в советском плену. Трофеями наступающих стали также 8 артиллерийских орудий и 30 пулемётов. Стоило это советским войскам относительно малой крови - 5 человек убитыми и 7 человек ранеными.
В течение дня 26 июня советские катера переправили на румынский берег ещё несколько подразделений 51-й дивизии. которые захватили ещё ряд приграничных посёлков и островов. В итоге в распоряжении советских войск оказался участок протяжённостью 70 км - от устья реки Рапиды до Периправы. Десантные подразделения успешно поддерживались огнём советских кораблей.
Дунайский десант. Карта.
Генерал Пётр Цирульников, понимавший, насколько важен сам факт захвата плацдарма на вражеской территории для поддержания морального духа войск, распорядился любой ценой удерживать Килию-Веке и запросил подкрепления у своего командования. Увы, на фронте общая обстановка складывалась не в пользу Красной Армии, и подкрепить комдива-51 было попросту нечем.
27 июня румыны предприняли контрнаступление с целью вернуть себе контроль над Килия-Веке. Однако их наступление было отбито. Следующая атака состоялась 29 июня, затем - 3-го, 4-го и 6-го июля. И все эти атаки неизменно отражались советскими пехотинцами. Всего румынские фашисты предприняли 18 безрезультатных атак. По существу, на участке Килия-Веке сложилась патовая ситуация: как Цирульников не мог развить достигнутый успех в силу отсутствия подкреплений, так и румыны оказались не в состоянии разгромить батальоны Цирульникова. Лишь стремительное продвижение немецких войск на других участках фронта, создававшее для Килийского десанта угрозу окружения на вражеском берегу, а также опасность для Одессы вынудили советские войска 19 июля 1941 года оставить плацдарм и отступить к Одессе.
Надеждам советского командования на Килийский десант не суждено было сбыться - у Красной Армии не хватало резервов, чтобы развить успех, так что фланговый удар по наступающим неприятельским войскам так и остался нереализованным. Серьёзную угрозу несколько русских батальонов на румынском берегу Дуная создать, естественно не могли. Однако моральное значение операции было огромно - шутка ли, уже на второй день войны боевые действия удалось перенести на территорию неприятеля! Действия русских солдат и офицеров в ходе Дунайской десантной операции оказались на высоте: плацдарм был захвачен с минимальными потерями для наступающих, румыны же понесли серьёзный урон. Немцам пришлось
сосредоточить на территории Румынии значительные силы вермахта, чтобы обеспечить наступление своих "союзников". Так что свою роль в срыве вражеского блицкрига, в задержке фашистского наступления вглубь русской территории Дунайский десант, безусловно, сыграл.