Светлой памяти Олега Кошевого

Jun 08, 2021 21:00

Сегодня ему бы исполнилось 95 лет. Но в его жизнь бесцеремонно, как оно всегда бывает, вмешалась война, и он навсегда остался 16-тилетним. 8 июня 1926 года родился выдающийся подпольщик-антифашист, Герой Советского Союза, член штаба подпольной организации "Молодая Гвардия", действовавшей на территории Донбасса в 1942 - 1943 годах Олег Васильевич Кошевой.



Олег Кошевой. Послевоенный портрет.


В отличие от большинства героев "Молодой Гвардии", Олег Кошевой не был уроженцем Донбасса. Он появился на свет в городе Прилуки Черниговской области Украины. Сайт "Герои страны", собравший краткие биографии многих Героев Советского Союза, в графе "национальность" говорит об Олеге: "Русский". И судя по дошедшим до нас литературным опытам юного героя, русский язык он и впрямь считал родным. Русским он, однако, был только по матери. Отец же его происходил из знатного рода слободских украинских казаков. Сознание Олега, его самоощущение было, скорее, украинским, нежели великороссийским. Тема Украины, её героическая история окружали мальчика с раннего детства. Он с живейшим интересом слушал рассказы деда - потомственного украинского казака с характерной внешностью - о подвигах запорожцев в борьбе с турками и польско-литовскими оккупантами, о Полтавской битве и борьбе украинского казачества против шведских захватчиков (что характерно - не только у Олега, но и у его деда-украинца предатель Мазепа и его немногочисленные сторонники никаких симпатий не вызывали, славой и гордостью Украины они считали только тех, кто воевал против шведов). Любовь к Украине не отделялась в сознании Олега Кошевого от любви ко всей своей большой Родине, к Советскому Союзу (и шире - ко всей исторической России, органичной частью которой всегда оставалась Малороссия).

В 1932 году семья Олега Кошевого переехала из Прилук в Полтаву, спустя два года, в 1934-м - в Ржищев, где Олег и пошёл в школу. Ржищев стоял на берегу Днепра, и Олег по-настоящему полюбил красоту этой могучей реки. Олег рос спортивным мальчиком, увлёкся греблей, и уже скоро начал помогать на местной спасательной станции. В 1937 года родители Олега развелись, сын остался с отцом, которого очень почитал, а мать со своим новым кавалером уехала на Донбасс. В 1939 года отца призывают в армию, и в 1940 году бабушка по материнской линии перевозит Олега к матери в Краснодон.



Комната Олега Кошевого в Прилуках. Видим, что будущего молодогвардейца с рождения
окружали символы именно украинской культуры: на видном месте висит портрет Тараса Шевченко.



Маленький Олег Кошевой с дедом по отцу - родовитым украинским казаком.

В Донбассе Олег Кошевой пошёл в краснодонскую школу №1 им. Максима Горького, где его однокашниками оказались будущие молодогвардейцы Валя Борц, Георгий Арутюнянц и Иван Зимнухов, с которыми он быстро сошёлся накоротке. Вместе с Зимнуховым он издавал классную стенгазету, для которой рисовал, писал рассказы и стихи. В Донбасс Олег Кошевой приехал уже с определённым нравственным багажом. К этому времени он не только был горячим украинским патриотом, но и хорошим товарищем. Те, кто близко знал Олега, свидетельствовали о его принципиальности, отзывчивости и склонности к самопожертвованию. В воспоминаниях матери остался эпизод, как маленький Олег, ещё до переезда в Донбасс, отдал свою любимую матроску мальчику из нуждающейся семьи. Краснодонская одноклассница также вспоминала, как Олег однажды отобрал у одноклассников принесённый в школу самопал и отдал его учительнице, но имени изобретателя так и и не назвал. Редкое сочетание обострённой принципиальности и товарищеской взаимовыручки. Отличался Олег также исключительной сдержанностью - ценнейшее качество для будущего подпольщика. Бывшая одноклассница Кошевого рассказывает, как однажды хулиган-старшеклассник случайно разбил на перемене дорогие часы Олега, подаренные ему бабушкой. Олег не бросился с кулаками на обидчика, а молча ушёл в класс, хотя потеря этих часов была для него, мальчишки, самой настоящей трагедией.

Не оставил Олег в Краснодоне и занятий спортом. Именно в Краснодоне он увлёкся стрельбой, сдал норматив на значок "Ворошиловский стрелок". Однако в отличие от других спортивных мальчиков-подростков, Олег не забывал об учёбе, проявлял любознательность, особенно интересовался историей, литературой и физикой. Занимался в литературном кружке, порой с разрешения учителя присутствовал не только на своих занятиях, но и на занятиях со старшеклассниками. Учителя прикрепляли к нему отстающих учеников, бывало, что Олег занимался сразу с семью двоечниками. При этом Олег отнюдь не был занудой-"ботаником": он встречался с девочками, ходил на танцы, очень любил музыку.

Отмечают люди, близко знавшие Олега, и его несомненные организаторские способности. Он умел увлечь - ребята в школе слушали его, буквально затаив дыхание, Эти организаторские способности ещё пригодятся Олегу "в грозном зареве войны", когда он по заданию подпольной организации займётся приёмом желающих в подпольный же комсомол....



Олег Кошевой - пионер.



Олег Кошевой в 13 лет.

Когда началась Великая Отечественная война, Кошевой, хоть и был всего лишь восьмиклассником, не остался в стороне. Для армии он не годился по возрасту - зато он вполне мог помогать раненым в госпитале. Что он и стал делать - ухаживал за пациентами наравне с медсёстрами, развлекал раненых бойцов, распевая им свою любимую "Песню о Щорсе", организовал выпуск для них сатирической стенгазеты "Крокодил" - для поднятия настроения. В марте 1942 года Олега принимают в комсомол.

В это время на квартире Кошевых остановился комиссар Говорущенко и прожил три недели. За это время Олег успел с ним сблизиться, они много разговаривали о положении на фронте, о задачах, которые в новых условиях может решать комсомол. Когда враг подошёл вплотную к Краснодону, Олег, как и многие его сверстники, попытался уйти в эвакуацию. Однако немцы наступали столь стремительно, что пути для отхода на восток оказались перерезаны, и Олег вынужден был вернуться домой.

В Краснодоне хозяйничали немцы. по городу шли аресты и облавы. В первый же день немцы схватили и повесили на городской площади семь жительниц Краснодона, самой младшей из которых едва исполнилось шесть лет - вина их была только в том, что оккупантов не встретили хлебом-солью. Сегодня находятся "умники", утверждающие, будто Олег Кошевой "смирился", "сдался", что его мать прислуживала оккупантам, а сын ничего не имел против "нового порядка" и совсем не рвался к подпольной борьбе. Именно таким нам показывает Олега Кошевого печально известный сериал Леонида Пляскина. Однако Олег Кошевой оставил после себя довольно богатое рукописное наследие. До нас дошли его дневники и стихи, которые рисуют совершенно другой образ: образ решительного патриота, возмущённого оккупацией родного города (а Краснодон успел стать для него родным) и готового к непримиримой борьбе.



Олег Кошевой



Олег Кошевой с матерью

Уже в августе 1942 года Олег Кошевой объединяет вокруг себя группу местных ребят (в основном - из числа школьных друзей) и создаёт подпольную комсомольскую ячейку. Она получает название "Молот", поскольку народ в Краснодоне жил по преимуществу рабочий, и соратники Олега были выходцами из шахтёрских семей. Очень скоро к "Молоту" присоединяется боевая группа, созданная Сергеем Тюлениным - школьником на год старше Олега. Олег Кошевой был избран комиссаром этой организации (что породило после войны миф, будто Олег Кошевой был комиссаром всей "Молодой Гвардии". В сентябре того же года подпольный комитет партии принимает решение объединить все комсомольские ячейки, действовавшие в городе Краснодоне и его окрестностях, в единую организацию. Название этой организации придумал Сергей Тюленин - она назвалась по его любимой песне "Молодой Гвардией". Командиром её стал молодой офицер-окруженец Иван Туркенич, комиссаром - имевший опыт партизанской войны Виктор Третьякевич. Олег же Кошевой вошёл в штаб "Молодой Гвардии".

Основными задачами Олега стали связь между ячейками "Молодой Гвардии", существовавшими в разных населённых пунктах Луганщины и приём в организацию новых членов (не забыли, что Олег обладал незаурядными организаторскими способностями и редкостным красноречием?). Олег же, как член штаба, принял участие в разработке текста клятвы "Молодой Гвардии", составлял листовки, которые потом "Молодая Гвардия" разбрасывала и расклеивала по городу. Имеются сведения, что Олег участвовал и в настоящих партизанских операциях - в разгроме вражеских автомашин, в уничтожении скирд хлеба, предназначенного для отправки в Германию. Несмотря на юный возраст, он был уважаемым человеком в рядах подпольщиков (например, Валя Борц - возлюбленная Сергея Тюленина - настолько находилась под впечатлением харизмы Олега, что до конца своих дней упрямо называла его комиссаром всей "Молодой Гвардии", а не существовавшего до неё "Молота").

Оккупация стала тяжёлой проверкой для Олега с его принципиальностью. По воспоминаниям матери, до войны он встречался с девушкой по имени Лина. Елене Кошевой она очень нравилась, мать была убеждена, что дело идёт к свадьбе. Однако вскоре после начала немецкой оккупации Олег вдруг резко прекратил с ней всякое общение - Лина начала оказывать внимание немецким офицерам, ходила с ними на танцы. Олег с этим так и не смирился. И предпочёл скорее разрушить свою личную жизнь, чем поступиться верностью Родине даже в малом. Впрочем, другие источники этого рассказа Елены Кошевой не подтверждают.



Олег Кошевой вручает временные комсомольские билеты
новоиспечённым членам "Молодой Гвардии"



Одно из последних фото Олега Кошевого

Когда в начале января 1943 года каратели арестовали Евгения Мошкова и Виктора Третьякевича, а на следующий день - и Ивана Зимнухова, Олег понял, что организация, три месяца остававшаяся неуловимой, раскрыта. Поскольку советские войска наступали, и фронт приближался к Краснодону, Олег принял решение распустить организацию. Молодогвардейцы должны были покинуть родные места и по одиночке пробираться через линию фронта, чтобы вернуться домой вместе с победоносными советскими войсками. Попытался уйти через линию фронта и сам Кошевой. Но не смог, и смертельно уставший вернулся в Краснодон. А на следующий день попытался уйти в Боково-Антрацит, где не было ячейки "Молодой Гвардии". Вероятно, Олег надеялся пересидеть там до прихода Красной Армии. Однако под Ровеньками его задержали немецкие жандармы. При обыске у Олега нашли не только комсомольский билет, который он пожалел уничтожить и зашил за подкладку, но и кипу бланков временных комсомольских билетов, которые он выдавал молодогвардейцам. Стало понятно, что в руки карателям попал не просто подпольщик, но - один из руководителей подполья.

Немецкой жандармерией в Ровеньках заправлял особенный человек. Если его, конечно, ещё можно считать человеком. Лейтенант Бернгардт Веннер был настоящим цепным псом нацистского рейха и отличался ярко выраженными садистскими наклонностями. Под стать ему был и его помощник Эрих Фромме. Потянулась черед допросов и пыток. Олега били плетьми, жгли калёным железом. За время допросов юный подпольщик совершенно поседел. Трудно сказать, зачем агонизирующий оккупационный режим так стремился непременно добиться от Олега каких-то новых, не известных следователям имён подпольщиков. Раскрутить дело со всем необходимым размахом и кончить его показательной казнью у них не было времени: Красная Армия буквально наступала им на пятки, Кошевой не дожил всего пяти дней до освобождения родной Луганской области. Вероятнее всего, понимая мужество человека, попавшего к ним в руки, понимая, что с освобождением родного края Олег не прекратит борьбу, враги стремились измазать его имя грязью, вынудить его на предательство и тем самым - выбить из рядов победителей одного из самых стойких, хотя и юных, бойцов. Олег не доставил им такого удовольствия и сошёл в могилу непобеждённым. "Я бы мог рассказать о "Молодой Гвардии", - дошли до нас его слова. - но бесполезно для организации рассказывать о ней людям, которые, в сущности, уже мертвецы".



Олег Кошевой на допросе.

Олега Кошевого расстреляли 9 февраля 1943 года в Гремучем лесу под Ровеньками. Вместе с ним были убиты ещё четверо молодогвардейцев, включая Любу Шевцову. Сохранилась картина, изображающая последние минуты последних молодогвардейцев. Олег Кошевой на ней стоит в одной рубашке, несмотря на лютый мороз (по единодушному воспоминанию краснодонцев, зима с 1942 на 1943 год выдалась на Луганщине рекордно холодной и снежной). Стоит под дулами немецких автоматов с гордо поднятой головой, поддерживая ещё двоих из своих товарищей. Дружеская взаимовыручка для него всегда значила очень многое.



Казнь молодогвардейцев 9 февраля 1943 года в Гремучем лесу

Сегодня Олег Кошевой особенно нуждается в нашей благодарной памяти. Олег не просто погиб, защищая не только свободу и независимость нашей Родины и наше право на жизнь. Таких было много. Но Олег с детства рос в атмосфере именно украинского патриотизма, украинской идентичности. И несмотря на это, не только не воспринимал гитлеровских захватчиков как "освободителей" Украины от "москальской оккупации", но и боролся против немцев, боролся непримиримо и самоотверженно. Надежды же свои на освобождение любимой Украины он связывал с братским русским народом, с исторической Россией, с той самой армией, от которой сегодняшние украинцы яростно открещиваются. А может, Олегу в то время и в том месте всё же было несколько виднее, кто тут оккупант, а кто - освободитель?

Браття-українці, История Отечества, Донбасс, Вечная память, Молодая Гвардия, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up