155 лет тому назад, 16 апреля (4 апреля старого стиля) 1866 года состоялось первое покушение на императора Александра II Освободителя. Дмитрий Каракозов выстрелил в государя из пистолета у ворот Летнего Сада. Крестьянин Осип Комиссаров отвёл руку убийцы, пуля просвистела мимо. Каракозов впоследствии был отдан под суд и приговорён к повешению. Его выстрел стал началом целой череды покушений революционеров на царя-освободителя, в результате которых в конце концов императора удалось убить. Вот только пользы для революции в этом, как оказалось, не было никакой - и слава Богу.
Пожалуй, самое известное изображение покушения Каракозова.
4 апреля 1866 года император Александр Николаевич прогуливался в Летнем Саду в сопровождении своего племянника герцога Николая Лейхтенбергского и принцессы Марии Баденской. В четвёртом часу пополудни, завершив прогулку, император вышел из Летнего Сада и собирался сесть в экипаж, чтобы ехать домой. У ограды Летнего Сада было довольно людно. В этой-то пёстрой толпе и затаился убийца. Когда император прошёл мимо Каракозова, тот вытащил пистолет и выстрелил в него. Пуля в цель не попала: заметив, что Каракозов вытаскивает пистолет, присутствовавший здесь же костромской крестьянин Осип Комиссаров оттолкнул руку террориста, и пуля ушла в воздух. На Каракозова сейчас же накинулись, обезоружили и скрутили - сам народ скрутил, ещё до подхода полиции, застигнутой этим покушением врасплох: в новейшей истории России ещё не бывало случаев, чтобы вот так вот, среди бела дня, кто-то из подданных дерзнул стрелять в царствующего государя. Персона царя, освящённая Таинством Миропомазания, казалась столь же священной, что и благословляющая царей Православная Церковь, и не случайно, что убийца-неудачник вызвал к себе столь решительную неприязнь в народе.
Император Александр тоже был удивлён и тоже не ожидал нападения. Подойдя к Каракозову и глядя ему прямо в глаза, Александр Николаевич осведомился: "Ты поляк?" Вопрос этот не был случайным: кровавое польское восстание 1863 года, в ходе которого повстанцы беспощадно убивали не только русских солдат и членов правительственной администрации, но и простых обывателей, и даже крестьян - за их православные убеждения и непольское происхождение, причём убивали с исключительным садизмом, ещё не успело забыться. Восстание это было беспощадно подавлено (А что ещё делать с теми, кто массово режет ни в чём не повинных крестьян? Не целоваться же с ними!), и если бы польские националисты в ответ совершили бы покушение на русского государя, это было бы понятно: на войне - как на войне. Однако, к вящему удивлению государя, Каракозов ответил: "Русский".
"Зачем же ты стрелял?!" - воскликнул ошарашенный царь. И получил ответ: "Ты обманул народ. Обещал дать землю и не дал".
Каракозова увели. Следствие быстро установило, кто он таков - небогатый дворянин, бывший студент Казанского университета, обучавшийся на юридическом факультете, но отчисленный за участие в студенческих беспорядках. Каракозов пытался вернуться к учёбе - уже в Московском университете, однако, оттуда его отчислили за неуплату. В общем, субъект, явно никакого отношения к освобождённым по реформе 1861 года крестьянам не имевший. При обыске у него обнаружился не только изрядный запас патронов к пистолету и доза яда (которую он, вероятно, планировал принять после покушения), но и революционные прокламации, адресованные к столичным рабочим. Примечательно, что те самые крестьяне, за обиду которым, якобы, мстил этот политический проходимец, не только сами скрутили террориста на месте преступления, но и намеревались его линчевать, и только вмешательство полиции предотвратило самосуд. В народе прочно укрепилось мнение, что Каракозов был просто-напросто барином, мстившим царю-освободителю за отмену крепостного права.
Террорист Каракозов.
Обращает на себя внимание откровенная дегенеративность его физиономии
Стоит отметить, что вопли Каракозова о том, что император, якобы, обманул народ, имели под собой не больше оснований, чем разглагольствования о том, что луна состоит из твёрдого сыра. Во-первых, Александр Николаевич не обещал крестьянам землю - он обещал им свободу, начав своё царствование с недвусмысленных заявлений о скорой и неизбежной отмене крепостного права. Свободу он крестьянам дал - стало быть, слово своё сдержал. Землю крестьяне тоже худо-бедно, но получили: освобождение крестьянства непременно с землёй было одним из главных положение Крестьянской реформы. Другое дело, что землю эту надлежало выкупать, а величина крестьянского надела также оставляла желать много лучшего. Кое-какие горячие головы среди крестьянства, вероятно, надеялись на "чёрный передел" - на то, что все помещичьи угодья будут отчуждены у прежних владельцев и поделены между крестьянами, однако столь абсурдных надежд государь им никогда не подавал и не мог подавать - ни как христианин, помнящий о заповеди "Не укради!", ни как осторожный политик, очень не любивший резких движений, ни как император династии Романовых, хорошо помнящий историю правления своей династии и потому всерьёз опасавшийся дворянских заговоров. С какой стороны ни посмотреть - император обязан был учитывать интересы дворянства, а значит надеяться на "чёрный передел" было бы верхом наивности.
Однако, Каракозов не был наивен. И не испытывал никаких иллюзий относительно намерений царя - потому, собственно, он и шёл на цареубийство. Крики Каракозова об "обмане народа" были чистейшей воды политической агитацией, идеально ложившейся в общую канву революционной пропаганды 1860-х годов. Вспомним хотя бы печально известную прокламацию Н.Г. Чернышевского "
Барским крестьянам от их доброжелателей поклон". Каракозов тоже не был фанатиком-одиночкой, хотя и сохранились свидетельства, что после отчисления из Московского университета он полагал свою жизнь конченной и собирался лишь уйти из неё как можно громче и с пользой для революции. Каракозов являлся членом революционного кружка, которым руководил некто Ишутин (к слову, тоже дворянин и двоюродный брат несостоявшегося цареубийцы). Официально целью ишутинского кружка было просвещение крестьянских и рабочих масс, учреждение для них школ и больниц, однако в глубине этого кружка был кружок ещё более тесный и законспирированный, с весьма символичным названием "Ад". Этот самый "Ад", в состав которого входил в том числе и Каракозов, готовил крестьянские бунты и теракты против представителей администрации. Вряд ли революционеры случайно или красного словца ради выбрали себе такое название. Ишутинцы определённо являлись врагами христианства и христианской государственности, олицетворяемой русским царём. И пропаганда об "обмане народа", соответственно, нужна была им только как средство - средство добавить себе популярности в глазах народа, добиться поддержки планируемого переворота. Стоит ли говорить, что никаких реальных планов на будущее переустройство России ишутинцы не имели?
Ишутин
Спустя несколько дней после покушения в полицию
поступило заявление от владельца одной из столичных гостиниц, утверждавшего, что один из его жильцов пропал неизвестно куда. Пропал - вот ведь неожиданность! - аккурат в день покушения. Для следствия не составило труда установить, что пропавший квартирант и арестованный террорист - одно и то же лицо. В номере нашли прокламации, адресованные к столичным рабочим, письмо на имя некоего Николая Андреевича (а именно так звали Ишутина) и конверт с московским адресом Ишутина. Так удалось накрыть всю организацию. Доставленные в Петербург ишутинцы не запирались и сразу опознали Каракозова, попытавшись, правда, представить дело так, будто он - обыкновенный сумасшедший, а они пытались его отговаривать от безрассудной затеи. Бестолковый заговор недоучившихся студентов, решивших ради адреналина побаловаться сатанизмом, да поиграть в революцию, закономерно развалился. Каракозов как непосредственный участиник покушения на императора, был приговорён к смертной казни, остальные, поскольку ничего реально опасного предпринять не успели, отделались тюремными и каторжными сроками.
Между тем, в столице по случаю чудесного спасения государя царило ликование. Сам Александр Николаевич из Летнего Сада прямиком отправился в кафедральный Казанский Собор, где отслужил за своё спасение благодарственный молебен. На следующий день на имя государя стали поступать многочисленные поздравления. На Красной площади в Москве и на Марсовом Поле в Петербурге устроили массовые гуляния и выкатили бочки с вином, угощая всех желающих бесплатно. Оркестры гремели, исполняя "Боже, царя храни!" Рабочие же - те самые, кого Каракозов надеялся впечатлить своими революционными прокламациями - отреагировали на его акцию весьма своеобразно: они начали нападать на студентов и избивать их. Не оправдывая столь дикого выплеска агрессии против людей, большинство из которых не имело к покушению ни малейшего отношения, всё же признаем данный факт достаточно очевидным доказательством того, что народ принял реформы Александра II, поверил в них и не мечтал ни о какой революции, ожидая решения своих социальных проблем от царской власти, а не от революционных кружков.
Православная часовня, воздвигнутая на месте покушения Каракозова
в память об избавлении императора.
Осипу Комиссарову, столь удачно оказавшемуся в нужное время в нужном месте и остановившему святотатственную руку Каракозова, император пожаловал дворянство. В том, что императора спас простой крестьянин, углядели знак особого Божия благоволения к царю: освобождённый от крепостной зависимости и получивший возможность жить свободным трудом Комиссаров, своеобразное олицетворение пореформенной России, спас государя от террориста, который, напротив, как нарочно, олицетворял в себе всё нежизнеспособное, косное и асоциальное, что имелось в России Александра Второго. Ещё большей символичности фигуре Комиссарова придавало то, что родом он был из Костромской губернии - в его поступке стали угадывать живое напоминание о подвиге Ивана Сусанина. Герой Севастополя Эдуард Тотлебен добился определения Комиссарова юнкером в Павлоградский гусарский полк, где спаситель царя и протеже прославленного полководца быстро выслужил себе офицерский чин.
В целом же покушение Каракозова и раскрытый в ходе расследования этого покушения безрассудный заговор ишутинцев привели к тому, что правительство, до этого успешно осуществившее ряд демократических преобразований, начало резко забирать вправо. Политические дела были изъяты из ведения пореформенных судов, их расследование стали заниматься жандармы. Власть повела наступление на права земств и автономию университетов, ужесточила цензурные ограничения. Меры эти представлялись Александру Второму более, чем оправданными, ибо преследовали цель ограничить распространение революционных, антихристианских и нигилистических идей, круживших головы неопытным юнцам из бедных семей. Молодёжь, которая при других обстоятельствах могла бы выучиться и приносить реальную пользу родной стране, под воздействием роволюционных утопий пополам с собственным тщеславием шла в заговорщики и террористы, а потом пополняла ряды каторжников. Ужесточение политического режима, как надеялся Александр Николаевич, позволит ограничить этот процесс, сохранить молодые кадры для реальной, общественно-полезной деятельности. Так что Каракозов, мечтавший умереть с пользой для революции и свободы, нанёс делу, которому служил, только ущерб.
Император Александр Освободитель после покушения Каракозова
начал ужесточать политический режим и ограничивать сферу деятельности
пореформенных учреждений, надеясь таким образом пресечь влияние
нигилистических идей на умы молодёжи.
Увы, стоит признать, что Александра Второго на этом пути ждало столь же оглушительное поражение, что и его врага Каракозова. Пример Каракозова, средь бела дня стрелявшего в императора, а затем за это покушение казнённого, оказался заразителен. Молодёжь, успевшая хлебнуть гласности и нахвататься радикальных идей, была раздражена неожиданно обрушившимися на неё стеснениями. Каракозов в её глазах стал не просто мучеником - его фигура привлекала внимание к тем идеям, которые он проповедовал. Революционные кружки по образу и подобию ишутинской организации, начали плодиться, словно поганки после дождя. Отсутствие народной поддержки не смущало и не останавливало радикалов - они лишь убеждались в том, что терроризм является единственным действенным способом борьбы с "прогнившей" властью. А сколько представителей народа погибнет в ходе этой самой "борьбы за народное счастье", представлялось радикалам уже не особо важным - ведь этот народ, категорически не принимавший их идей, казался им всего лишь тёмной и непросвещённой массой, которую дерзкая революционная борьба способна "пробудить ото сна".
Итог мы знаем: спустя неполных 15 лет после покушения Каракозова его идейные наследники оказались более удачливыми. Император пал от рук очередных заговорщиков, убитый точно так же - оглушительно громко, посреди людной улицы, средь бела дня. И снова, в очередной раз, реформа, запланированная государем и предполагавшая запуск тех самых социальных лифтов в обществе, которые одни только и могли обеспечить его стабильное и поступательное развитие, в результате теракта оказалась благополучно похоронена. Удача революционеров оказалась временной, а поражение - оглушительным.
Так кто же был прав в том роковом клубке общественных противоречий, который затянулся в нашей стране в 60-е годы позапрошлого века? Сейчас, с позиций века нынешнего, мы отчётливо видим всю тупиковость революционной борьбы, всё её несоответствие реальным интересам народа и очевидную вредность результатов. Однако интеллектуально незрелое общество, каким оно было в то время в России, не могло видеть всей глубины пропасти, в которую оно столь радостно стремилось, как не могло, в силу узости своего кругозора, и оценить весь размах и всю ценность замыслов императора. Но и борьба с революционным движением путём одних только репрессий и ограничения доступа к "вредной" информации не принесла успеха царскому правительству. Необходимо было последовательно идти по пути воспитания общества, по пути целенаправленного взращивания новой элиты, способной управлять государством и вести за собой народ в изменившихся исторических условиях, а также кропотливое разъяснение широким массам целей и задач текущей политики. В царствование Александра Освободителя это чётко осознали такие разные по своему личному опыту и общественному положению люди, как святитель Феофан Затворник и генерал Михаил Лорис-Меликов. Пришёл к такому же пониманию к концу своего царствования и сам Александр Освободитель. Доверши он задуманное - России удалось бы избежать революционных потрясений и связанных с ними потерь. Но радикальная часть общества, мечтавшая о славе и месте в истории, не умела и не хотела ждать...
Ещё одно дошедшее до нас изображение покушения Каракозова.
Примечательно, что лица террориста мы не видим, оно закрыто от нас
спиной императора. Каракозов настолько ничтожен, что из-за Александра II его и не видно
А вот Комиссарова, останавливающего цареубийственную руку, мы можем
на картине разглядеть отчётливо
Когда в обществе появляются радикалы и экстремисты - они, разумеется, не правы. Но их появление свидетельствует о наличии в этом обществе серьёзных проблем. Идти на поводу у радикалов нельзя. Экстремистские группировки необходимо громить со всей возможной беспощадностью. Но и проблемы, их порождающие, при этом необходимо решать. Да поможет нам в этом опыт императора Александра Освободителя.
___________________________
См. также: