Сергей Худиев - о языческом безобразии в Ватикане и не только

Dec 06, 2020 13:00




Католический мир уже некоторое время сотрясает скандал, связанный с "пачамамой" - индейским божеством матери-земли. Во время так называемого "Амазонского синода", который был посвящен католической миссии в Южной Америке, в садах Ватикана, в присутствии папы был совершен обряд поклонения, в центре которого находились деревянные статуэтки, изображающие нагую беременную женщину - "пачамаму". В обряде, вместе с католическими монахами, принимала участие индейская жрица.

Видео попало в сеть, вызвав резкое негодование католиков, а некоторые ревностные миряне, пройдя в римскую церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина, где были установлены статуэтки, вытащили их и швырнули в Тибр. Папа Римский осудил их поступок и извинился перед теми, кого он мог оскорбить. Хуже того, пастырское агентство Итальянской епископской конференции, издало молитву Пачамаме.

Объяснения Ватикана, в целом путаные и невнятные, сводились к тому, что это не акт идолослужения, а проявление уважения к матери-природе, никак не смягчили ситуацию - да и в самом деле, зачем же было производить такой соблазн? Чтобы понравиться латиноамериканским индейцам, для которых пачамама - важный символ их идентичности и борьбы за свои права? Но что мешало заступаться за права индейцев и не втаскивая статуэтки языческой богини под своды церкви? Некоторые католические комментаторы уже говорят о том, что происходящее - попытка трансформации католицизма в новую религию, неоязычески-экологического характера.



Папа Франциск Бергольо поклоняется идолу. Отсюда

Те католики, которые верны собственной традиции, оказываются в очень болезненном положении - и некоторые ресурсы уже отказываются писать "папа Франциск" и пишут просто "Хорхе Бергольо". Что делать, если папа творит явное идолослужение, причем это носит программный, идейный характер? Что делать, если человек, которому усваивается миссия обратившись, утвердить братьев своих, сам является источником шатаний? Честные верующие католики тут оказываются в ситуации, когда подписались слушаться папу, а слушаться его невозможно. Кто-то тихо молится, чтобы как-то рассосалось, кто-то ищет папе оправданий - что чем дальше, тем труднее, кто-то прямо говорит, что оправдания у них иссякли - таких резких обличений папы, с которыми сейчас выступают католики, у православных найти трудно.

Но эти прискорбные события обращают внимание на то, что глобальное единоначалие порождает явную уязвимость. Как недавно сказал Патриарх Кирилл, "папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей. И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь"

Это важно помнить, когда нам приходится как-то реагировать на притязания патриарха Константинопольского. Иногда говорят о том, что ради единства Церкви этим притязаниям надо подчиниться - сразу или постепенно, через ряд компромиссов. Но покориться кому-то, дать ему власть решать за нас и от нашего имени - это поворот, который требовал бы тщательного продумывания, по крайней мере, на несколько шагов вперед.

Даже когда речь идет о мирских политиках, рассудительные люди, перед тем, как поддерживать их, тщательно выясняют - как этот деятель проявил себя в прошлом, какие группы влияния за ним стоят, какие обязательства этот политик имеет по отношению к тем или иным политическим игрокам.

И в случае с патриархом Варфоломеем (и его окружением) нам стоит обратить внимание на то, что глобальное единоначалие в Церкви вообще не очень хорошая идея (как мы видим на примере соблазна с пачамамой), но она особенно нехороша, учитывая то, что мы знаем об этом конкретном кандидате в первоиерархи.

Патриарх Варфоломей, известный борец за экуменизм, экологию и "западные ценности" глубоко вписан в либеральную элиту - не просто в западную, а именно в либеральную ее часть. Например, бывший вице-президент США Джо Байден, горячий сторонник "права на аборт", который еще называл противников гомобраков "троглодитами" - его лучший друг, и вопрос о том, считает ли он своего друга патриарха Варфоломея "троглодитом" несколько туманен.



Лжепатриарх-христопродавец Варфоломей Архондонис на приёме у своего хозяина -
профессионального русофоба и христофоба Джо Байдена

Сам Константинополь объявлял прямым текстом, что весь нынешний кризис он создал "по просьбе досточтимого правительства Украины", а поведение официальных представителей властей США было как будто специально призвано показать, что не только, и даже не столько Украины.

Имеет ли смысл покоряться, как вождям Церкви, людям, которые ввергли Церковь в жесточайший со времен 1054 года кризис - причем не по каким бы то ни было вероучительным причинам, а просто потому, что их об этом душевно попросили внешние по отношению к Церкви политики?

Допустим, мы все же покорились - будет ли это означать, что влияние этих политиков на Константинополь совершенно прекратится, и патриарх Варфоломей и его окружение поставят превыше всего хранение истинной веры и благо Церкви? С чего бы? Какие у нас основания надеяться, что иерарх, недвусмысленно оказавшийся орудием в руках мирских политиков, не окажется таким орудием еще и еще раз?

Конечно, нельзя исключать, что когда либеральные друзья и покровители Константинополя попросят его употребить его влияние для продвижения угодных им взглядов, и мы знаем каких, патриарх Варфоломей с негодованием ответит что-то вроде "удалитесь от меня, нечестивые, я поставлен хранителем правой веры и не поколеблюсь!". Усе могет быть, как говорил известный советский сатирик.

Но рассчитывать на это было бы крайне опрометчиво. Гораздо более вероятно, что мирские помощники и покровители Фанара продолжат обращаться к нему с просьбами, а он продолжит отвечать на них положительно.

Что мы будем делать, когда Константинополь станет творить нечто подобное тому, что уже делает Рим, а мы уже подписались его слушаться? Возмутимся и скажем, что вот на это мы не подписывались? Но чем больше мы соглашались, тем труднее будет возмутиться. И если сказать "нет" все равно придется несколько позже, лучше сказать это раньше.

Единство Церкви очень важно, и мы обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить его. Но в выражении "единство Церкви" главное слово - это все же "Церковь", а не "единство".

(С) Источник

О всякой дряни, Апологетика, Православие, Патриарх Кирилл, Наблюдая за католиками

Previous post Next post
Up