Всех православных - с Крещением Господним!

Jan 19, 2021 23:16

Всех православных христиан, читающих данный текст, как знакомых мне, так и вовсе не знакомых - с праздником Крещения Господня! С днём, когда, по слову церковных богослужебных текстов, "Троическое явися поклонение", с днём, когда Господь Иисус Христос начал своё явное для всех служение делу нашего спасения!



Отнюдь не случайно у праздника Крещения Господня имеется ещё и второе название - Богоявление. Именно в этот день людям были явлены воочию два самых сложных для понимания, попросту - непостижимых для человеческого ума христианских догмата. Догмат о Троице и догмат о Боговоплощении.

Мало кто мог бы опознать в пришедшем ко Иордану Иисусе Христе Спасителя и Господа, Бога, ставшего Человеком. Спаситель прятал Свою Божественность, ведь Его миссия состояла не в том, чтобы воцариться, а в том, чтобы пострадать. Но Иоанн Предтеча, будучи пророком, получил уверение от Господа в том, Кто перед ним - и немедленно исповедал это своё знание. "Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира!" - возвестил он народу, указывая на Христа (Ин., 1: 29). "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" - обращается он же к Иисусу (Мф. 3: 14). А поскольку пророческий статус Иоанна для людей, собравшихся в тот день на Иордане, был вне сомнения, то не могло возникнуть и сомнений в его словах. А значит, в этом молодом ещё Человеке, пришедшем на Иордан, в Том, Кого считали сыном бедного плотника, следовало опознать Бога-Вседержителя, Творца Вселенной. Бог стал обычным человеком, ничем не отличающимся от нас, до такой степени ничем, что пришёл наравне с обычными грешными людьми креститься на Иордан. В это невозможно было поверить - но приходилось.

Собственно, на самом деле отличие между Человеческой Природой Христа и обычной человеческой природой всё же было - просто об этом людям ещё предстояло узнать годы спустя. Христос ничем не отличался от обычных людей, кроме греха. Воспринятая Им человеческая природа была свободна от грехопадения и её последствий. Христос не имел в Себе повреждённой грехом воли, склоняющей нас всё к новым и новым грехам. И если окружающие люди крестились от Иоанна в знак своего отречения от прежней греховной жизни, в знак омытия своей прежней вины, то Христос Своим безгрешным Естеством освятил Иорданские струи, дав крещальной воде силу реально смывать грехи с крещаемых. При этом важный момент: множество людей успело получить Иоанново крещение до Иисуса - но это крещение оказалось в них столь же действенно. Христос освятил крещальные воды не только на будущее, но и, как говорится, "задним числом" показав, что для Бога времени не существует, что Бог такой же Господь над прошлым, как и над будущим.



Главным же и неоспоримым был тот факт, что Боговоплощение в теле Христа Иисуса получило в день Крещения Господня внятное и очевидное всем свидетельство. Тех, кто не верил Иоанну, тогда на Иордане не было. Разделение человечества на тех, кто принял Благую Весть о Христе и тех, кто по человеческой, земной корысти или "страха ради иудейска" его отверг, началось.

Второе же значение событий Крещения Господня (к двухтысячелетнему юбилею которых мы стремительно приближаемся - 9 лет всего осталось) - это явление народу Божественной Троицы. Сын Божий, как мы только что говорили, видимо для всех крестился во Иордане, получив свидетельство Своей Божественности от Иоанна. Бог-Отец при этом гласом с Неба возвестил о Нём, подтверждая свидетельство Иоанна: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение!" (Мф. 3: 17). Тем самым народ, постигший в основной своей массе к тому времени истину единобожия, должен был принять на веру истину куда более сложную: Бог по прежнему Един, но при этом Троичен. Отец и Сын едины и нераздельны - но при этом Невидимый Отец может гласом свидетельствовать о видимом Сыне. Поверить в такое человеческим разумом было невозможно - но верить приходилось, ибо как не поверить собственным глазам и ушам!

Явлен был человечеству, в лице собравшегося на Иордане народа, и Дух Святый, Третье Лицо Троицы, нисходя в виде голубине на крещающегося Иисуса. Возможно, народ бы и не обратил внимания на голубя - мало ли, где летают птички Божии, но Иоанн Предтеча, чей пророческий статус только что получил Самое Высокое подтверждение, обращает внимание людей. Пророк сам концентрирует внимание народа на Голубе и свидетельствует, что под видом птицы на землю сошёл Дух. И что Дух является свидетельством Божественности крещаемого Иисуса: "Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, Сходящего и Пребывающего на Нём, Тот есть Крестящий Духом Святым". То есть, народ своими глазами увидел и получил подробное истолкование от Иоанна следующих истин:

1) Дух Святый не есть некая энергия или сила Божества, Ему присущи все атрибуты личности.
2) Хоть Дух Святый и Сын - Одно (ибо Бог Един), но Дух может свидетельствовать о Сыне, а Сын крестить Духом.
3) Иисус, как свидетельствованный Духом, истинно есть Христос, Искупитель человечества.



Таким образом, Крещение Господне стало ещё одним доказательством бесконечной Божественной любви к нам, недостойным. Человек грешен, и по греховной своей природе недостоин созерцать Бога во всей Его славе и в полноте Его совершенств. Но Бог знает, что человек без Него пропадёт - и потому хочет, чтобы люди видели Его. И являет Себя людям в той мере, в какой они способны восприять. А чтобы помочь немощному нашему уму принять самые трудные для понимания богословские истины - Сам свидетельствует эти истины так, что не поверить невозможно. Бог приходит на помощь нашему маловерию.

Поэтому в день Крещения Господня хочется пожелать всем, кто читает данный текст: да не оскудеет ваша вера! И да не оставит вас надежда на милость Божию! Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа - аминь.

Читаем Библию, Православие, Наши праздники

Previous post Next post
Up