Это стало уже традицией: каждый раз накануне Нового Года я нахожу на просторах интернета новые экспонаты для моей коллекции образцов униформы русской армии. На этот раз моя коллекция пополнилась несколькими образцами мундиров Генерального Штаба. Произошло это, безусловно, не без Милости Божией ко мне, грешному, но и не случайно - постоянные читатели моего ЖЖ, наверное, уже заметили резко возросшее в последние годы количество материалов, посвящённых истории Белого Движения и его участникам. Многие же генералы и офицеры белых армий в Гражданскую войну были выпускниками Николаевской Академии Генерального Штаба.
Традиционно элитой Русской Императорской Армии считался корпус Лейб-Гвардии. Однако к началу ХХ века это положение несколько изменилось. И, помимо гвардейцев, особое положение в армии заняли офицеры Генерального Штаба. Изменившиеся к концу XIX столетия условия боевых действий потребовали радикального пересмотра устоявшихся взглядов на тактику, а также штатов полков, дивизий и армий. Появление новых видов оружия, новых родов войск настоятельно требовало определить место этих видов оружия и этих родов войск в армии, расчёта необходимой штатной численности соответствующих подразделений. А чтобы провести в жизнь эти назревшие и перезревшие реформы, в свою очередь необходимо было детально проанализировать опыт последних войн. Для осмысления такого опыта требовались разносторонне образованные офицеры, каковых готовила Николаевская Академия Генерального Штаба. Так перед генштабистами открылись головокружительные карьерные перспективы, и не случайно конкурс на поступление в Академию после Русско-Японской войны многократно возрос.
Ну, а я в поисках иллюстративного материала для своих постов о белогвардейцах закономерно занялся и поиском информации о том, как же выглядела эта новая элита российских вооружённых сил, из рядов которой вышли такие герои Белого Дела, как Деникин, Марков, Дроздовский, Каппель, Васильченко и многие другие.
Чины Генерального Штаба в Русской Армии ещё со времён Русско-Японской войны носили мундиры пехотного типа, но с чёрными воротниками, чёрными обшлагами и серебристым цветом приборного металла. По краям воротников, обшлагов и вдоль бортов мундиры обшивались красными выпушками. Помимо выпушек, на воротниках и обшлагах офицеров Генштаба нашивался узкий серебряный галун, кроме того, воротники украшались особым орнаментальным шитьём. На правом плече генштабисты носили серебряные аксельбанты.
Серебряные погоны офицеров Генштаба по краям обшивались красным кантом и имели чёрные просветы (один - у младших офицеров, два - у старших).
В 1910-м году генштабисты, вслед за корпусом Лейб-Гвардии получили при парадной и обыкновенной форме кивера. Кивер офицера Генштаба несколько отличался от гвардейского: вместо восьмиконечной звезды он имел налобную бляху в форме государственного герба Российской Империи и украшался кутасами не только сзади, но и спереди.
При строевой форме одежды офицеры Генштаба носили поверх мундиров офицерские кушаки. Вне строя кушак не надевался.