Осенью 1919 года армия адмирала А.В. Колчака предприняла своё последнее наступление. Ожесточённое сражение разыгралось на реке Тобол, где белым удалось на какое-то время задержать наступление большевиков на восток и нанести им серьёзные потери. В ходе этого сражения имели место некоторые весьма любопытные эпизоды, об одном из которых я недавно прочитал в книге В. Кондратьева (
vikond65) и М. Хайрулина "Военлёты погибшей империи".
В первых числах октября 1919 года красные подтащили к станции Зырянка (под Курганом) воздухоплавательный отряд, оснащённый аэростатом "Парсеваль". Аэростат каждый день поднимался над железной дорогой - с высоты позиции колчаковцев просматривались, как на ладони. А по железной дороге курсировал мощный бронепоезд "Красный сибиряк", расстреливая белогвардейцев по наводке с аэростата.
Аэростат "Парсеваль". Именно такую "колбасу" красные вывесили
под Курганом, чтобы корректировать огонь своего бронепоезда
Естественно, колчаковцы озаботились тем, чтобы уничтожить эту, как говорили во времена Гражданской войны, "колбасу". Сделать это было поручено лётчикам. Задача осложнялась тем, что колчаковская авиация не имела в своём распоряжении зажигательных пуль. Несколько раз белогвардейские истребители атаковали аэростат и всякий раз добивались многочисленных попаданий - но раз за разом красные заклеивали пулевые пробоины, и зловредная "колбаса" наутро снова поднималась над железной дорогой.
Отчаявшись сбить аэростат в воздухе, белогвардейцы попытались разбомбить хозяйство красного воздухоплавательного отряда. Если бы удалось уничтожить казарму с личным составом отряда, газгольдеры и лебёдки, с аэростатом было бы покончено, а после этого можно было бы заняться и бронепоездом.
7 октября 1919 года на бомбардировку вылетели три "Сопвича" белых. Поскольку попутной задачей, которую командование поставило белым лётчикам, была разведка, самолёты летели с интервалом в километр - так можно было бы, как
указывают В. Кондратьев и М. Хайрулин, охватить наблюдением максимальную территорию, но при этом не терять друг друга из виду.
Кончилась, однако, эта экспедиция неудачей. На подлёте к станции самолёт, пилотируемый ветераном Первой Мировой войны и георгиевским кавалером прапорщиком М.А. Волковойновым, был атакован истребителем красных. В ходе завязавшегося воздушного боя Волковойнов получил ранение в руку, а его самолёт - пробоину в бензобаке, однако лётчик продолжал управлять своей машиной. Волковойнов заложил крутой вираж, и его лётнаб (лётчик-наблюдатель) Янковский смог открыть по красному истребителю огонь из турельного пулемёта. Повреждений от этого огня большевистский самолёт не получил, но его пилот, заметив приближение двух других "Сопвичей" предпочёл не искушать судьбу и вышел из боя, повернув на свой аэродром. Вернулся на свой аэродром и раненый Волковойнов, управляя самолётом одной рукой (!!! - М.М.).
Белый военлёт Михаил Александрович Волковойнов.
После разгрома Колчака служил у красных.
Остальные два "Сопвича", не принимавшие участия в перестрелке, благополучно добрались до цели. Но поскольку специальных прицелов для бомбометания во времена Гражданской войны не существовало, бомбы сбрасывались лётчиками-наблюдателями
в буквальном смысле на глазок, то сброшенные с высоты 700 метров бомбы упали далеко от цели и никакого вреда аэростату не причинили.
"Зловредная колбаса" продолжала подниматься в воздух, фиксировать расположение белых войск и корректировать огонь бронепоезда. Более того: 9 октября аэростат переместился на разъезд Логовушка и там продолжил своё чёрное дело. Новая попытка атаковать его бомбами (на сей раз ещё с большей высоты - 1500 метров) - успехом не увенчалась. Бомбить же с меньших высот белогвардейцы опасались, так как с земли "колбасу" прикрывали три зенитных пулемёта.
И тогда в головах двух колчаковских авиаторов - штабс-капитана Муромцева и штабс-капитана Вощилло созрел дерзкий, я бы даже сказал: отчаянный план. Они вызвались ночью подобраться на своём "Сопвиче" к аэростату и атаковать его на бреющем полёте под покровом темноты. План был одобрен, и в ночь с 9 на 10 октября Муромцев (в качестве пилота) и Вощилло (в качестве лётчика-наблюдателя) вылетели на задание. Ночь выдалась удобная для претворения задуманного в жизнь: светила яркая луна, в лучах которой на земле была хорошо заметна жёлтая "тушка" аэростата. Приглушив мотор, Муромцев смог подобраться к нему на высоте 20 метров и сбросить на аэростат зажигательную бомбу. Бомба упала в 46 шагах от цели (напомню: прицелов для бомбометания в период Гражданской войны ещё не изобрели) и, разумеется, переполошила красноармейцев. Застучали зенитные пулемёты. Тем не менее, Муромцев решил для верности совершить ещё пару заходов. Вторая бомба, фугасная, взорвалась уже в 24 шагах от "колбасы". Третья, к сожалению, не сработала, причём летнаб Вощилло во время третьего захода получил тяжёлые ранения в руку и в лицо.
Самолёт колчаковских ВВС на аэродроме.
На хвосте хорошо видна характерная колчаковская эмблема
На этом рисунке колчаковские опознавательные знаки можно разглядеть ещё детальнее.
Правда, на рисунке - "Ньюпор", а Муромцев и Вощилло летали на "Сопвиче".
Муромцев был убеждён, что аэростат удалось уничтожить. Однако красные, осмотрев баллон, обнаружили только повреждения от осколков - зажигательные бомбы белых вреда аэростату не причинили. Повреждения удалось заклеить, и на следующий же день "колбаса" снова поднялась в воздух. Белым же эта героическая вылазка стоила повреждённого самолёта и тяжело раненого летнаба, которого по прибытии пришлось отправлять в госпиталь.