Последние бои Врангелевской Армии. Неудача генерала Витковского

Oct 15, 2020 21:53

Как я когда-то уже писал, основной целью Заднепровской операции Врангеля ставился не столько выход на Правобережную Украину и соединение с местными антибольшевистскими повстанцами, сколько выход в тыл Каховскому плацдарму. Предполагалось, что угроза окружения заставит красных отвести свои войска за Днепр, а если нет - совместная атака конницы Бабиева с тыла и корпуса Витковского с фронта позволит овладеть плацдармом и ликвидировать угрозу коммуникациям Русской Армии. Однако Заднепровская операция кончилась неудачей: генерал Бабиев погиб в бою, прибывший ему на смену генерал Науменко получил ранение и тоже выбыл из строя, после чего оставшиеся без командования казаки атаки 2-й конной армии Ф. Миронова не выдержали и в беспорядке отступили на левый берег Днепра. Отойти организованно удалось только "цветным" Корниловской и Марковской дивизиям, игравшим в операции вспомогательную роль. Тем не менее, Врангель атаки Каховского плацдарма не отменил, понадеявшись на техническую оснащённость корпуса Витковского. Этот бывший командир дроздовцев, возглавивший после отставки Слащова его войска, 14 октября 1920 года рано утром, задолго до рассвета, попытался сделать то, что не удалось до него сделать Слащову и Барбовичу - овладеть Каховским плацдармом ударом в лоб. Ничего хорошего из этого не получилось.



Владимир Константинович Витковский,
в октябре 1920 г. - командир 2-го армейского корпуса

В состав корпуса Витковского входили 13-я и 34-я пехотные дивизии, Виленский и Симферопольские кавалерийские дивизионы, Чехословацкий полк и артиллерия в количестве 60-ти орудий. Для усиления наступательных возможностей корпуса Витковскому были приданы 1-й дивизион танков (12 танков) и 1-й дивизион бронеавтомобилей (11 броневиков). В помощь Витковскому Врангель направил также отряд генерала А.Н. Черепова, доведя таким образом численность белых войск перед Каховским плацдармом до 6 тысяч штыков и 700 сабель при 40 лёгких и 20 тяжёлых орудиях, 12 танков и 14 броневиков. С воздуха эту группировку поддерживали  10 самолётов, однако. самолёты времён Гражданской войны в силу их конструктивных особенностей были совершенно бесполезны против сильно укреплённых позиций (достаточно сказать, что на тогдашних самолётах отсутствовали какие-либо устройства для прицеливания при бомбометании, поразить же вражеские укрепления бомбой самолёт мог только при прямом попадании).

Красные сосредоточили против наступающих белых группировку в количестве 10 тысяч штыков, 500 сабель, 70 артиллерийских орудий, 250 пулемётов и 12 - 15 броневиков. Танков большевики на Каховском плацдарме не имели. Однако к обороне подготовились на славу. Уже с августа 1920 года выдающийся военный инженер Д.М. Карбышев создал на подступах к плацдарму три линии окопов - передовую, основную и внутреннюю. Основная позиция красных имела пулемётные гнёзда, убежища для пехоты, оборудованные наблюдательные посты для артиллерии. Между линиями окопов красные выставили проволочные заграждения в шесть рядов.

Главную силу красных на Каховском плацдарме составляла 51-я стрелковая дивизия В.К. Блюхера. Блюхер считался у большевиков одним из лучших командиров, а его дивизия, как хорошо зарекомендовавшая себя в боях, находилась на особом счету. Пополнения и боеприпасы в неё поступали бесперебойно. Блюхер не был дураком, что бы ни писали о нём постфактум современные апологеты Сталина. Его разведка своевременно засекла переброску белых танков, "вела" их от самых черноморских портов, так что ни сама танковая атака, на внезапность которой надеялся Витковский, ни количество танков секрета для Блюхера не составляла. Красный комдив своевременно распорядился вырыть перед позициями своей дивизии противотанковые рвы в шахматном порядке и выставить минные заграждения. Блюхер также выставил в каждом секторе обороны 76-миллиметровые орудия для поражения танков прямой наводкой и создал мобильные артиллерийские группы для уничтожения танков, прорвавшихся в тыл оборонительной линии. Красноармейцы получили подробные инструктажи о том, как поражать танки ручными гранатами.



Василий Константинович Блюхер - главный противник Витковского
на Каховском плацдарме

В распоряжении Блюхера имелась своевременно переданная ему тяжёлая артиллерия - две 122-миллиметровые и две 152-миллиметровые гаубицы, две 120-миллиметровые французские пушки и одно 107-миллиметровое орудие. Против столь мощной артиллерии технически несовершенные танки времён Гражданской войны - неповоротливые и со слабой бронёй - были практически беззащитны. Кроме того, на правом берегу Днепра красные держали четыре 120-миллиметровые и шесть 155-миллиметровых тяжёлых французских пушки, хорошо пристрелянных по низкому левому берегу.

Особая надежда возлагалась большевиками на броневики. Броневиков у Блюхера было 22 броневика, в том числе - восемь пушечных, оснащённых 76-миллиметровыми орудиями. Эти броневики красные также рассчитывали использовать против белогвардейской бронетехники. И опыт августовских боёв подсказывал: эту силу вполне можно использовать эффективно.

Понимал важность Каховского плацдарма и командующий большевистским Южным фронтом М.В. Фрунзе. Фрунзе, хоть и не имел профессионального военного образования, военной историей интересовался живо, а опыт Гражданской войны быстро сделал из него настоящего полководца. Трясясь в поезде, везшем его от Туркестана до Москвы, а потом от Москвы - на юг, он постарался тщательно изучить всю имевшуюся литературу о танках и способах борьбы с ними - понимал, с чем ему предстоит столкнуться, помнил опыт августовских каховских боёв. В помощь Блюхеру Фрунзе передал сформированную в августе 1920 года в Казани ударно-огневую бригаду, оснащённую новейшим оружием - фугасными огнемётами СПС. Предполагалось, что этими огнемётами можно будет выжигать экипажи танков. Кроме того, бригада имела в своём распоряжении батарею шестидюймовых гаубиц, бомбомёты, миномёты, два отряда броневиков и двести пулемётов. Внушительная сила.



М.В. Фрунзе.

Всё вышесказанное позволяет судить, с каким серьёзным препятствием предстояло столкнуться Витковскому, штурмуя каховские позиции. Почему же, спрашивается, Врангель не отменил заведомо самоубийственную атаку? Ведь знаменитого правила Наполеона: "Обилие войск всегда себя оправдывает", - никто не отменял, Витковскому же предстояло штурмовать хорошо укреплённые позиции красных, не имея численного превосходства. Такое могло сработать в 1918 году, когда противником белых были неорганизованные шайки красногвардейцев, вчерашних дезертиров с фронта Первой Мировой войны. Но в 1920 году они имели против себя хорошо организованную и дисциплинированную регулярную армию. Вряд ли Витковский, успешно командовавший дроздовцами, мог по собственной инициативе допустить такую оплошность, чтобы послать свои войска в заведомо самоубийственную атаку.

А дело было в том, что Блюхер, предвидя серьёзные бои и желая обеспечить своим войскам максимальную свободу манёвра, а заодно - избежать уничтожения важных военных ресурсов, распорядился отправить на правый берег Днепра все лишние тылы и обозы. Авиаразведка белых успешно засекла эту переправу, о чём информировала Врангеля. Пётр Николаевич решил, что красные покидают плацдарм, и отдал Витковскому приказ о наступлении.

Наступление началось затемно, в 4 утра 14 октября. Надо сказать, что разведка Витковского своевременно обнаружила минные поля, выставленные блюхеровцами, и информировала своего командира. Тот, в свою очередь, предупредил танкистов. Поэтому потерь на минах практически не было.

Атака началась после мощной артподготовки, как в Первую Мировую войну. Танки белых двигались линией, за ними наступала пехота, впереди пехотинцев - группы гранатомётчиков и пулемётчиков. Следом за пехотой двигалась конница, лошади везли артиллерию сопровождения. Поскольку танкистам было хорошо известно расположение минных полей блюхеровцев, они легко обошли эти минные поля и прорвались за внешнюю линию обороны. Однако большевистской пехоте удалось винтовочным и пулемётным огнём отсечь от танков конницу и пехоту белых и вынудить пехоту залечь. Таким образом, танки оказались вынуждены действовать в отрыве от своих пехотинцев, что и предопределило их поражение.



Белогвардейский танк

А. Стаценко пишет, что из 12-ти врангелевских танков три повернули назад, а остальные девять сумели прорвать первую линию обороны красных. При этом один из отступивших танков наткнулся на орудие красных из 1-й батареи 2-го артдивизиона, и между ними возникла перестрелка, в ходе которой танк был повреждён, а командир большевистского орудия получил ранение.

Навстречу прорвавшимся белогвардейским танкам выдвинулись пушечные броневики красных. Названия этих броневиков говорили сами за себя: "Антихрист",  "Красный богатырь", "Пугачёв"... Между этой "бесовской командой" и белыми танкистами завязалась артиллерийская перестрелка в ходе которой красный броневик "Антихрист" подбил белогвардейский танк "Генералиссимус Суворов". Два других танка сосредоточенным огнём смогли вывести из строя один пушечный броневик красных, после чего начали отступать. Однако вскоре танк "За Русь Святую" тоже был подбит огнём с красных броневиков, и команда его бросила. Три танка - "Фельдмаршал Кутузов", "Генерал Скобелев" и "Великая Россия" - прорвались в тыл 2-го полка ударно-огневой бригады, но были встречены огнём крупнокалиберных гаубиц. Двумя попаданиями из орудия, которое большевики смогли выкатить на прямую наводку почти вплотную, танк "Генерал Скобелев" обездвижен и подожжён: второй снаряд вызвал детонацию боекомплекта. Остальные два танка получили повреждения, но смогли отойти.

Два танка - "Генерал Кутепов" и "Атаман Ермак" - прорвались в тыл 1-го полка ударно-огневой бригады. "Генерала Кутепова" красным удалось обездвижить попаданием из миномёта, после чего экипаж покинул танк и скрылся под покровом темноты. Но "Атаман Ермак" сумел выйти к штабу полка и обстрелять его. После этого врангелевские танкисты решили атаковать позиции красной батареи из 10-го артдивизиона. Атаке помешала случайность: танк провалился в землянку полковой бани и застрял. Белые танкисты отчаянно сопротивлялись - отстреливались из пулемётов от красной пехоты, пытавшейся подобраться к машине, чтобы забросать её гранатами, одновременно водитель предпринимал отчаянные попытки вывести танк из ловушки. В конце концов танк был унитожен шестью снарядами, выпущенными из орудия, которое красные сумели подкатить к нему на 90 метров. Только после этого команда разбитого танка, видя бесполезность сопротивления, сдалась.



Один из белогвардейских танков, захваченных красными в районе Каховки и поставленный
на вечную стоянку.

Всего в ходе боя большевикам удалось уничтожить 8 танков из 9 прорвавшихся. В литературе, издававшейся в СССР (в частности, в ЖЗЛовской биографии М.В. Фрунзе), упоминается о том, что несколько из этих танков были уничтожены огнемётами, как и планировал Фрунзе. Это неверно: 7 танков были уничтожены пушками (в том числе - и пушечными броневиками) и 1 - миномётной миной. С огнемётами пришлось столкнуться конно-артиллерийской батарее белых, пытавшейся прийти на помощь своим танкистам. Двух залпов этих огнемётов было достаточно, чтобы значительная часть личного состава батареи была уничтожена на месте, а оставшиеся в живых поспешно отступили, сопровождаемые криками боли и ужаса своих товарищей, сгорающих заживо. Оставленные этой батареей на поле боя боеприпасы стали добычей большевиков.

К 11 часам дня атака белых была отбита на всех направления, наступление остановилось. В 13.00 Блюхер предпринял контратаку и отбросил белых на исходные позиции, отбив обратно внешнюю линию своих укреплений. Однако ни разгромить корпус Витковского, ни понудить его к дальнейшему отступлению Блюхер не смог: в обороне врангелевцы были ещё сильны.

На следующий день, 15 октября, Блюхер снова обрушился на позиции, занятые корпусом Витковского, но белые и на этот раз отразили наступление большевиков и удержали оборону. Красным удалось уничтожить ещё два танка, но этим их успехи и ограничились. Разгромить корпус Витковского в ходе октябрьских боёв Блюхер так и не смог. Борьба на этом участке временно приняла позиционный характер.

В чём же была причина неудачи белых? Прежде всего, врангелевское командование не смогло перепроверить данные авиаразведки и пошло в наступление, не удостоверившись, что красные действительно оставляют Каховский плацдарм. Для этого, впрочем, имелись объективные причины: к октябрю 1920 года врангелевской авиации уже не хватало горючего, самолёты также были сильно изношены, а поставки со стороны союзников по Антанте прекратились. Это привело к ошибочному выводу и подставило корпус Витковского с приданными ему танковыми войсками под удар.



Врангель с лётчиками одного из своих авиаотрядов

Во-вторых, сказалось численное превосходство красных: Блюхеру удалось создать такую огневую мощь, которой не смогла преодолеть белая пехота, вынужденная беспомощно залечь перед позициями красноармейцев. Сказалось и то, что блюхеровцы использовали в бою новейшие достижения военной техники (в частности, огнемёты), столкнуться с которыми белые не ожидали.

В-третьих, у большевиков на Каховском плацдарме было не только численное превосходство, но и толковые командиры, умело распоряжавшиеся на поле боя. Врангель же находился далеко от места сражения, занятый неотложными делами в тылу.

Но главная причина поражения состояла в том, что выполнить план Заднепровской операции целиком белым не удалось. Кубанская конница не вышла в тыл Каховскому плацдарму. Появление генерала Бабиева со своим корпусом на правом берегу Днепра, у Каховки, возможно, и вынудило бы Блюхера отвести свои войска с плацдарма - но Блюхеру пришлось сражаться только против лобовых атак Витковского. Обходной манёвр не удался.

В ходе последних боёв за Каховку врангелевцы потеряли двух офицеров и 59 солдат убитыми, была разгромлена одна из артиллерийских батарей, а главное - уничтожены почти все танковые силы Врангеля. Потери красных составили 28 человек убитыми, 289 - ранеными и 65 - пропавшими без вести, в ходе боёв белые смогли уничтожить один из броневиков, два пулемёта и три орудия (в том числе одно - 150-миллиметровое).

Но главным итогом сражения стало удержание красными Каховского плацдарма, с которого во второй половине октября они и начали своё последнее победоносное наступление против Врангеля. До окончательного поражения барона оставалось чуть более месяца.

История Отечества, Красные, Врангель, Гражданская война, Дроздовский и дроздовцы, Белые

Previous post Next post
Up