Итак, 16 ноября 1920 года
армия Врангеля покинула пределы России. Официально, хотя и не совсем корректно, эта дата считается датой окончания Гражданской войны в России. А значит, столетний юбилей Белого Исхода даёт нам повод подвести некоторые итоги. Проанализировать события Гражданской войны и сделать выводы, которые были бы актуальны для нас сегодня. Ведь изучать прошлое бессмысленно, если не делать из него выводов для настоящего, опираясь на которые, можно было бы изменить будущее.
Итак, какие же уроки мы можем извлечь из событий столетней давности?
Первое. Безусловно, гражданская война есть зло. И безусловно, её необходимо стараться избегать. Но события 1917 - 1922 гг. наглядно демонстрируют нам, что бывают ситуации, когда Гражданская война становится неизбежной, когда отказ от неё станет большим злом, нежели сама война. Когда в результате переворота до власти дорываются силы, ненавидящие абсолютное большинество населения собственной страны, когда эти люди во имя своих умопостроений готовы перебить кучу народа, когда во имя тех же абстрактных умопостроений самозванная власть начинает крушить вековые национальные святыни - этой власти необходимо сопротивляться всеми доступными средствами, в том числе и силовыми. Отказ от сопротивления не приведёт к "меньшей крови" - он приведёт только к тому, что крови прольётся в разы больше. Лишь организованное сопротивление узурпаторам и развязанному ими террору способно, во-первых, хоть на какое-то время дать мирным людям хоть какую-то защиту, а во-вторых - снизить масштабы самого террора. В конце концов, какими бы кровожадными ни были узурпаторы, они объективно заинтересованы в укреплении своей власти, а значит вооружённое сопротивление им ни к чему. То есть, по логике вещей, сам факт вооружённого сопротивления будет вынуждать самозванную власть к компромиссам и уступкам.
Население, уставшее от красного террора, встречает белых
Почитайте на досуге книгу "Государство и революция" Ленина, оцените весь масштаб его первоначальных планов. Возможно, тогда по-другому оцените и перспективы Белого Движения.
Второе. Сопротивляться беззаконной и антинациональной власти необходимо даже в том случае, когда, казалось бы, силы явно не равны и сопротивление изначально обречено. Почему? Ну, во-первых, никто не отменял законов духовной жизни. И если уж суждено погибнуть, то лучше - мучеником, ибо это - прямой путь в Царствие Небесное. Во-вторых, в любом внутригосударственном конфликте большинство всегда составляют люди сомневающиеся. А такие обычно примыкают к победителю. Значит, решительные действия в условиях Гражданской войны увеличивают шансы на победу. В-третьих, у узурпаторов обычно поначалу нет полноценных силовых структур, эти структуры ещё необходимо сформировать. Первоначально защитники новой власти - это плохо организованные банды из откровенно деклассированных, а то и просто криминальных элементов, ищущих не столько торжества новых идей, сколько возможности поживиться. А значит - тем легче будет их разгромить. Вспомните Ледяной Поход, когда четыре тысячи организованных и вдохновлённых патриотической идеей белогвардейцев обращали в бегство кратно превосходящие их силы красных, вспомните подвиги Каппеля в Поволжье с "армией" в двести человек при двух орудиях.
Ледяной Поход
Третье. И, пожалуй, самое главное. Никакая политическая борьба, никакие, даже самые благородные идеи не могут оправдать сотрудничества с иностранными захватчиками. Политические силы, дорвавшиеся до власти на штыках вражеской армии (или при теневой поддержке враждебного государства), неизбежно встретят активное сопротивление со стороны патриотов, значительную часть которых будут составлять военные. А значит гражданская война в этом случае становится неизбежной - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только та власть может быть по-настоящему прочной, которая большинством народа воспринимается как власть национальная и патриотическая и которая действительно подтверждает такую репутацию твёрдой защитой национальных интересов.
Прибытие большевистской делегации в Брест на переговоры с немцами.
Уже скоро эти переговоры завершатся самым позорным за всю историю России миром.
Именно ради этого позорного мира немцы и финансировали большевиков.
Четвёртое. Власть, посягающая на религию большинства, никогда не будет прочной. Религия была, есть и остаётся во все времена главной ценностью для верующего человека, ценностью, которой он не пожертвует ни за какие блага. А раз это так - гонения на веру с неизбежностью рождают сопротивление. Начатые большевиками кровавые репрессии против священства Русской Православной Церкви и систематическое надругательство над храмами и другими святынями стали не последней причиной русской Гражданской войны. А нерешительность белого командования в провозглашении и отстаивании религиозных лозунгов своей борьбы - там, где такая нерешительность имела место - не лучшим образом сказывалось на мобилизационных возможностях белых армий.
Разгром храма большевиками
Пятое. Поднимаясь на борьбу с узурпаторами, патриотические силы должны рассчитывать исключительно на себя. История Гражданской войны наглядно показывает: любые зарубежные союзники после свержения прежней власти моментально забывают о своих союзнических обязательствах и преследуют только свои геополитические выгоды. Отдельные герои, по-рыцарски верные прежнему союзу и искренне готовые помочь тем, кто сохранил верность присяге, конечно, всегда находятся, но их гарантированно будет меньшинство, а их благородные порывы всегда будут пеленаться начальственными окриками их правительств и высшего командования. Не стоит обольщаться и помощью со стороны недавних врагов, пусть даже эта помощь и поступает исправно. Враг не может просто так взять и в одночасье стать другом. И если этот враг вдруг ни с того, ни с сего начал помогать, надо не умиляться его классовой (расовой, сословной, религиозной - ненужное зачеркнуть) солидарностью, а задуматься: каковы его собственные мотивы для этой помощи, какие геополитические цели он преследует, не ищет ли он очередного кандидата в гришки отрепьевы? Про то, что узурпаторы в этом случае легко могут разыграть патриотическую карту в своих узкопартийных целях, я уж вообще молчу.
Теперь немного о современности. Думаю, каждому здравомыслящему человеку сегодня ясно, что угроза революции в нашей стране актуальна, как никогда. И что революция эта, как и в 1917-м году, будет носить ярко выраженный антинациональный и антихристианский характер. Следовательно, здоровым общественным силам стоит задуматься о том, что противопоставить революционной пропаганде. И уж если идеологи "болотной" революции делают ставку на детей - нам, русским патриотам, стоит воспитывать новые поколения русских детей - те поколения, которым ещё можно что-то объяснить - на примере людей, ни при каких обстоятельствах не изменявших присяге и вере Христовой. Причём не изменявших не только в условиях победоносной для наших предков войны с внешним врагом, но и в условиях смуты, в условиях коллапса государственности. Мы восхищаемся сегодня Мининым и Пожарским, и справедливо восхищаемся. Но разве русские белогвардейцы, начавший в абсолютном и ужасающем меньшинстве свою борьбу с новой смутой и новыми захватчиками власти, не путём Минина и Пожарского шли и не их подвигом вдохновлялись? Вопрос риторический, и коль скоро это так, нам пора пересмотреть наши концепции преподавания в школах истории Гражданской войны (где до сих пор белые города "захватывают", а красные - "освобождают"). Озаботиться увековечением памяти участников Белого Движения. И именно на их примере растить новые поколения россиян, а не отговариваться тем, что мы, дескать, за всё хорошее против всего плохого, что мы - наследники великой державы и должны рассказывать детям только о её великих свершениях, умалчивая о трагедиях и катастрофах. В катастрофах и трагедиях порой народный героизм (а ещё паче - героизм отдельных личностей, поистине луших представителей народа) проявляется куда ярче, и история Белого Движения тому - лучшее подтверждение.
Памятник А.В. Колчаку в Иркутске.
И разумеется, всё сказанное в начале статьи о силовом сопротивлении относится исключительно к власти самозванной и незаконной, установившейся в результате государственного переворота. Бунт против законной власти, как с предельной красноречивостью показал опыт нашей Гражданской войны, ни при каких обстоятельствах недопустим. Какими бы благими пожеланиями ни обосновывался этот бунт, итогом его неизбежно станет распад государственности, утрата территорий, хаос и террор. То есть - те предпосылки, из которых и вырастает гражданская война. И если уж наша цель действительно состоит в предотвращении гражданской войны, то путч против законной власти необходимо подавлять, а не искать с мятежниками компромиссов. Тот, кто путём уступок деструктивной оппозиции хочет избежать кровопролития, в итоге получит кровопролитие куда более масштабное, чем то, которое бы потребовалось для ликвидации мятежа. Тем более, что вопрос обладания столицей в гражданской войне имеет первостепенное значение. На примере русской Гражданской войны мы видим, что белогвардейцы, несмотря на все свои героические усилия и на все свои первоначальные успехи, ничего не смогли сделать с большевиками, сумевшими в ходе революции овладеть аппаратом центральной власти.
А героям Белого Дела - тем, кто пытался остановить большевистские эксперименты над русским народом, кто встал на защиту законности, жизни и достоинства человека и уничтожаемой христианской веры - вечная благодарная память и наши заупокойные молитвы.