Рывок через Днепр. Заднепровская операция Врангеля: первоначальные успехи

Oct 08, 2020 23:08

В ночь на 8 октября (25 сентября) 1920 года, 100 лет тому назад, войска генерала П.Н. Врангеля успешно форсировали Днепр. Началась последняя наступательная операция белых на Юге России - Заднепровская операция. Эта операция продлилась всего пять дней и завершилась поражением белых. После этого катастрофа врангелевского Крыма становилась вопросом времени.



Врангель ставил перед собой следующие задачи. Во-первых, следовало овладеть возвышенным правым берегом Днепра, с которого артиллерия красных имела возможность безнаказанно обстреливать белые войска. Во-вторых, овладение правым берегом Днепра позволяло врангелевцам окружить и ликвидировать Каховский плацдарм,  представлявший серьёзную угрозу коммуникациям белых с их главной базой - Крымом. Наконец, Врангель надеялся обрести на Западной Украине новую базу, пополнить запасы продовольствия для армии. Да и население этих богатых, плодородных губерний, недовольное большевиками и полыхавшее восстаниями, могло бы дать в Русскую Армию (так Врангель стал называть свои войска) многочисленные и морально стойкие пополнения. Именно на Правобережную Украину, полыхавшую антисоветскими восстаниями, активно звал Врангеля Слащов, туда же приглашали его и некоторые украинские общественные деятели, готовые поддержать белых в обмен на широкую национальную автономию Украины. К тому же как раз в это время поляки предприняли очередное наступление против войск Красной Армии, оттягивая на себя силы большевиков, и в Крыму надеялись, что это станет важным фактором успеха. А вместе с поляками наступала на Восток 3-я Русская Армия генерала Б. Пермикина, сформированная Савинковым и подчинённая Врангелю, и наступление за Днепр давало возможность соединиться с ней.

Силы белых армий перед началом наступления Врангель оценивал в 25 тысяч человек пехоты и 8 тысяч человек конницы. Красные, помимо того, что занимали господствующие высоты по правому берегу Днепра, имели серьёзное численное превосходство. Врангель оценивает их численность в 45 тысяч штыков  и 13 тысяч шашек, сгруппированные в три армии. Сочувствующий красным историк Александр Самсонов приводит другие данные: по его сведениям, большевики собрали против Врангеля кулак в 80 тысяч человек при 451 орудии, 2-х тысячах пулемётов, 42-х самолётах, 14 броневиках и 14 бронепоездах. По сведениям Самсонова, у большевиков на врангелевском фронте имелись даже 3 танка. Техническую оснащённость армии Врангеля Самсонов оценивает в 193 орудия, тысячу пулемётов, 34 самолёта, 26 броневиков, 9 танков и 19 бронепоездов. В бронетехнике белые имели преимущество, но большая часть танков и броневиков была сосредоточена в районе Каховского плацдарма, предназначаясь для удара в лоб, в то время, как судьбу плацдарма должны были решить манёвры в тылу, на правом берегу Днепра. В целом же красные имели внушительное превосходство как раз по тем силам, которые были важны с точки зрения организации обороны и последующих контрударов.

Стремясь обеспечить свои тылы и коммуникации, Врангель в середине сентября (нового стиля) предпринял ряд частных операций в восточном и северо-восточном направлении силами донских казаков и 1-го армейского корпуса. Эти действия оказались успешными, белым удалось освободить целый ряд населённых пунктов и вынудить большевиков к поспешному отступлению в восточном и северо-восточном направлениях. Следующим шагом стало освобождение Марковской дивизией города Александровска (ныне - Запорожье). В ходе наступления на Александровск, под которым располагалась сильная группа красных из состава 13-й армии, марковцы захватили 1,5 тысячи пленных, 8 эшелонов с военным имуществом и большевистский обоз в полном составе. Имея приказ удержать город и в первую очередь - обеспечить его с северо-запада, марковцы расположились на постой не только в Александровске, но и в окрестных сёлах.



Марковцы вступают в освобождённый от большевиков город

Противниками прославленных "цветных" дивизий были 3-й и 46-я стрелковые дивизии РККА и 85-я стрелковая бригада, на помощь им со стороны Никополя красные выдвинули войска 2-й Конной армии. В резерве большевики держали бригаду красных курсантов, расположения которой белые выяснить не смогли.

Красные контролировали Кичкасскую переправу через Днепр в районе Александровска и остров Хортицу. Кичкасский понтонный мост они развели, притянув к своему берегу. С позиций на правом берегу Днепра и с Хортицы большевики безнаказанно обстреливали Александровск. Таким образом, на повестке дня оказался вопрос о занятии Хортицы, которое и было осуществлено марковцами 25 сентября. Многократные попытки сбросить марковцев с острова были успешно отражены.

Меж тем, подготовка к общему переходу через Днепр шла полным ходом. Необходимо было найти достаточное количество понтонов для форсирования столь широкой реки, как Днепр - в Крыму в понтонах испытывался острый недостаток. Необходимо было тщательно разведать берега Днепра, чтобы наметить места для переправ армии, растянувшейся на широком фронте от Чёрного моря почти до самого Екатеринослава. Необходимо было соблюсти строгую секретность.

План Врангеля в его окончательном виде выглядел так. 1-я армия генерала А.П. Кутепова должна была, выставив заслоны в сторону Таганрога, Донбасса, Чаплина и Синельникова, форсировать Днепр в районе Александровска, закрепиться на правом берегу Днепра, выставить заслон к Екатеринославу, после чего развивать наступление в юго-западном направлении, на Долгинцево и Апостолово. Основная роль в этом наступлении отводилась коннице. Главную же роль во всей Заднепровской операции предстояло играть 2-й армии генерала Драценко, которой предстояло форсировать Днепр в районе Никополя и Софиевки Нассауской, захватить станцию Апостолово и выйти в тыл Каховскому плацдарму. Для этих целей Врангель предназначал 3-й армейский и конный корпуса 2-й армии. Одновременно с форсированием Днепра главными силами Драценко 2-й армейский корпус под командованием генерала Витковского (бывший Крымский корпус Слащова), пополненный недавно прибывшими в Крым войсками генерала Бредова, должен был нанести удар по Каховскому плацдарму в лоб, очистить плацдарм от большевиков, после чего форсировать Днепр.



Автор плана Заднепровской операции - генерал П.Н. Врангель

План, безусловно, мог кончиться удачей. Однако наиболее сильные и морально стойкие части Белой Армии - Корниловская, Марковская и Дроздовская дивизии - почему-то действовали на вспомогательном направлении. Полковник Битенбиндер, начальник штаба марковцев, искренне недоумевал: корниловцы должны "содействовать" армии Драценко, марковцы - "обеспечивать" наступление корниловцев... Почему элитные части - не на направлении главного удара? Что касается дроздовцев, то они вообще не должны были форсировать Днепр. Неудачен был и выбор командующего 2-й армией: генерал Драценко не с лучшей стороны показал себя во время Улагаевского десанта.
Тем не менее, в ночь на 8 октября Корниловская и Марковская дивизии, сосредоточившиеся на Хортице, успешно форсировали Днепр. Примечательно, что предварительной разведки бродов белые так и не смогли произвести - огонь красных пулемётов отгонял разведывательные группы от берега. Со слов местных жителей было известно, что броды имели 80 - 100 шагов в ширину, 200 - 300 шагов в длину и глубиной по пояс. Впоследствии, при форсировании, выяснилось, что эта информация верна лишь отчасти: глубина бродов оказалась по грудь.

Поскольку броды хорошо простреливались, надежда оставалась только на внезапность и ночную темноту. Марковцы решили не проводить артподготовку, чтобы не провоцировать большевиков на ответный артиллерийский огонь. Чтобы ещё сильнее дезориентировать противника, в дни, предшествовавшие переправе, они регулярно обстреливали противоположный берег. Тем не менее, когда Марковская дивизия сосредоточилась у брода, её боевые порядки подверглись артиллерийскому обстрелу - безо всякой особой цели, большевики просто тревожили противника. Поэтому потери от обстрела оказались незначительными, несмотря на высокую плотность сосредоточения войск. Корниловцы, форсиррующие Днепр южнее марковцев, решили действовать традиционно: переправе предшествовала артподготовка. Это сильно помогло марковцам: большевистская артиллерия перенесла огонь на корниловскую дивизию, и это позволило марковцам стремительным рывком преодолеть расстояние, отделявшее их укрытие от береговой линии и броситься в воду.

Место переправы и позиции красных на правом берегу Днепра хорошо описал марковец Василий Павлов: "Как выглядело место переправы? На опушке леса - валик нанесенного песка. Затем шагов 30-40 - песчаный берег; дальше - русло Днепра в 100 шагов, снова песчанный берег в 50 шагов, валик песка, полоса кустарников и деревьев и круто поднимающийся высокий край реки. Позиция противника по валику наносного песка, перед ней устанавливается проволочное заграждение; по высокому краю берега также окопы. В окопах много пулеметов. Несколько батарей их пристреляно к броду. Брод? Ясно виден - песчаный, глубиной по пояс, но только в своей наиболее мелкой части; влево он круто обрывается, и вода совершенно темная; вправо глубина увеличивается постепенно; течение быстрое".



Марковцы перед атакой. С картины Андрея Ромасюкова

Марковцы выдвинулись на исходные позиции в 3 часа утра. Корниловцы выступили позднее - в 4.30, подойдя к Днепру в 5 часов утра. Первым бросился в реку 3-й батальон 1-го Корниловского полка под командованием поручика Фёдорова. Как корниловцам, так и марковцам потребовалось не более минуты, чтобы преодолеть водную преграду и ворваться в окопы большевиков. Красные, всвстретившие наступление марковцев ружейным и пулемётным огнём, рукопашной схватки не приняли. 19-й и 21-й красные полки почти в полном составе положили оружие. Марковцы быстро заняли господствующие высоты в районе колонии Бурвальд, откуда немедленно повели наступление на колонию Розенталь и станцию Канцеровка. К полудню 8 октября в районе Бурвальдского брода белые сапёры навели мост. Потери марковской дивизии в ходе форсирования Днепра составили 20 человек.

Южный же брод, по которому преодолели Днепр корниловцы, красные попросту проспали. Нервозность корниловцев во главе с их командиром Н. Скоблиным, остривших на тему, где прятаться в воде от пулемётного огня, оказалась напрасной: в колонии Нижне-Хортица на правом берегу Днепра полк красноармейцев ... мирно спал и был захвачен в плен в полном составе. Сторожевое охранение красных корниловцы также захватили без сопротивления: красноармейцы задремали на своём посту. Следом за 1-м Корниловским полком перешёл 2-й, 3-й Корниловский полк переехал Днепр на крупах лошадей Кубанской казачьей дивизии генерала Бабиева.



Корниловцы идут в атаку. С картины Андрея Ромасюкова

Дальнейший план действий состоял в том, чтобы корниловцы и Кубанская дивизия Бабиева повернули на юг, на Токмаковку, на соединение со 2-й армией. А Марковская дивизия должна была развивать наступление в северном направлении, защищая корниловцев и бабиевцев от удара в тыл. Такой план был бы целесообразен, если бы у белых имелось численное превосходство. Но мы уже видели, что врангелевцы численно уступали красным. В итоге дивизии оказывались оторваны друг от друга и лишены общего командования. В задачи, поставленные перед 2-й армией Драценко, ни марковцев, ни корниловцев не посвятили.

2-я армия, меж тем, тоже приступила к форсированию Днепра. В течение 9-го и 10-го октября основные силы 3-го армейского корпуса и передовые части Конного корпуса заняли фронт Покровское - Грушевка и 10 октября войска 2-й Русской армии форсировали Днепр. Примечательно, что за день до этого красные силами до бригады пехоты, наведя у Никополя понтонный мост, перешли на левый берег Днепра и атаковали 42-й Донской стрелковый полк, который им удалось оттеснить за реку Конская. Однако врангелевское командование на эту переправу красных никак не отреагировало, справедливо полагая, что успешное наступление Бабиева и корниловцев вынудит большевиков прекратить операции на левом берегу Днепра из опасений перед окружением. Так и получилось: как только до красных дошли сведения, что в тыл Никополя выходит Бабиев, они немедленно отвели свои войска обратно на правый берег Днепра. Это позволило 42-му Донскому стрелковому полку перейти в наступление и к утру 11 октября занять южную окраину Никополя. С северо-востока в это же время в город ворвались казаки Бабиева, и Никополь был освобождён. Большевики откатились на север, преследуемые бабиевцами.



Генерал Николай Гаврилович Бабиев,
один из самых успешных кавалерийских командиров на белом Юге

Тем временем в течение всего дня 9 октября 3-й армейский корпус успешно наступал в направлении Чертомлык - Перевозное. По линии железной дороги Никополь - Апостолова заняла позиции Терско-Астраханская бригада врангелевцев, железнодорожный мост через реку Бузулук они взорвали. А Конный корпус генерала Науменко двинулся на соединение с Бабиевым, попутно перехватывая тылы никопольской группировки красных, на которую от Кичкасской переправы наступали корниловцы и Бабиев. Вечером 11 октября части Науменко вошли в соприкосновение с войсками Бабиева в районе Никополя.

Таким образом, начало Заднепровской операции оказалось чрезвычайно успешным для врангелевцев. Осенью, несмотря на достаточно холодную погоду и резкий ветер, им удалось на всём фронте не только форсировать Днепр и выбить красных с позиций, которые те занимали по правому, возвышенному берегу Днепра, но и освободить от них ряд населённых пунктов. Причём на некоторых участках фронта большевики оказались застигнуты врасплох и не оказали сопротивления, а на других решительные действия белых вынудили красных свернуть свои операции и начать отступление. Потери врангелевцев оказались незначительными - куда меньше, чем ожидалось.

Увы, продолжение операции оказалось не столь триумфальным для врангелевцев. Но об этом мы поговорим отдельно.

История Отечества, Заднепровская операция, Врангель, Гражданская война, История Украины, Белые

Previous post Next post
Up