Открытие выставкив Культурно-просветительском центре "Преображение"
Мало кто знает, мало кто видел подлинное лицо Русской Православной Церкви. Хотя бы потому, что что-то действительно подлинное очень трудно разглядеть. А уж тем более подлинное лицо Церкви.
Каково же оно? Безусловно, ярчайшим примером здесь являются новомученики и исповедники российские. Лично я вошел в эту Церковь во многом благодаря тому, что лично узнал подлинного исповедника веры. Даже не одного. Не только священник Павел Адельгейм, но и Александр Огородников, игумен Варсонофий (Хайбуллин) - они и некоторые другие исповедники прошли лагеря и тюрьмы, оставшись неперемолотыми. А еще были те, кто рассказывал о своих свидетелях-христианах. О тех, с кем лично я так и не смог увидеться, но о них нам рассказали. Это: архимандрит Павел Груздев, архм. Таврион Батозский, о. Всеволод Шпиллер, о. Александр Мень, протопресвитер Виталий Боровой...
Эти свидетели есть подлинное лицо Русской Православной Церкви. Удивительно, но как-то Господь устроил так, что мои духовные корни связаны и с патриархом Тихоном,
о чем уже писалось. В подобном смысле он есть мой прадед, хотя у Бога внуков не бывает. Да, вот вспомнилось :) архм. Павел Груздев в том же смысле так же является моим дедом. Человек, через которого я обрел живую веру, сам был духовным сыном арм. Павла. Тот человек и подарил мне книгу об о. Павле. Вот один из рассказов из той книги:
Во время ярославского восстания 1918 года, по рассказам, Патриарх Тихон жил в Толгском монастыре, но вынужден был покинуть его, перебравшись в относительно тихую по тем временам Мологскую обитель Матушка игумения истопила для владыки баньку, а монастырь-то женский, вот и послали восьмилетнего Павлушу мыться вместе с Его Святейшеством
- Топят баньку-то, а игуменья и зовет “Павелко” - меня, значит, - рассказывает батюшка - Иди со владыкой-то помойся, в баньке-то. И Патриарх Тихон мне спину мыл, и я ему!
Оригинал взят у
n_nastusha в «Non licet vos esse. Не должно вам быть»
... Предыдущие
"Неперемолотые" и
памяти Н.Н. Неплюева еще проходят по стране, так и хочется сказать - триумфально, но будем скромнее, а новая открывается уже завтра.
90-летие событий в Шуе - это не просто воспоминание об убитых из пулемета жителях, включая девочку-подростка, лишь за то, что они вышли защитить свой храм от кощунственных действий властей. Это начало антицерковной кампании по расколу церкви, которая, слава Богу, в итоге не удалась.
Сейчас другие времена, из пулеметов не стреляют. Наоборот, часто слышишь обвинения церкви в слишком уж близкой связи с властью, с государством. Но что не изменилось за все эти годы и что было во все времена - это тот самый риск раскола. С разных сторон - правых, левых, таких, сяких - но почему-то всегда находятся силы, которые были бы искренне рады, если бы церковь стала делиться, если бы от нее откалывались то те, то другие. И так хочется, чтобы этого не происходило - несмотря на реальные проблемы и грехи, причем, конечно, не только иерархии, о чем сегодня так часто слышишь (как будто о чужих грехах говорить интереснее). Очень хочется, чтобы церковь православная становилась не слабее, а сильнее, чище, более святой в конце концов.
Эта выставка не только о Шуе, но и о Москве, о патриархе, о расстрелянном петроградском митрополите Вениамине, обо всей Церкви.