Обречены быть оклеветанными В преддверии открытия выставки
«Non licet vos esse. Не должно вам быть», посвященной изъятию церковных ценностей, которое состоится 25 апреля с.г., Константин Петрович Обозный, канд. ист. наук, зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ отвечает на вопросы о трагических событиях того времени.
... Вопрос: Для реализации изъятых церковных ценностей был создан синдикат за рубежом. Что известно о его деятельности, можно ли привести примеры, что и как там продавалось? Известно ли местонахождение каких-то предметов сегодня?
К.П. Обозный: В советское время широкое хождение имел миф о том, церковь противилась сбору помощи в фонд голодающих. На самом деле еще до постановлений советского правительства православная церковь начала сбор материальных средств, без всякого внешнего принуждения откликнувшись на страдания своих соотечественников. В августе 1921 года по благословению Святейшего патриарха Тихона был учрежден Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Патриарх выпустил воззвание «К народам мира и православному человеку», в котором просил «…прийти на помощь страждущим духовным чадам нашим», помочь стране, «кормившей многих и ныне умирающей с голоду». Также были отправлены послания к главам отдельных церквей, православным патриархам, Римскому папе, архиепископу Кентерберийскому с призывом «…во имя Христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их в вымирающее от голода Поволжье».
За короткий срок православная церковь собрала значительные средства. Однако руководство Советской России уже в декабре 1921 года объявило о том, что в помощи церковников не нуждается, церковный комитет помощи голодающим был упразднен, собранные средства реквизированы властями. Этот факт свидетельствует о том, что Ленина и его соратников такое развитие событий не устраивало. Большевики навязывают свой сценарий, по смыслу которого главное не спасение голодающих, а разрушение церкви. Многие священники и епископы искренне желали помочь справиться с голодом.