В 1852 г. митрополит Филарет (Амфитеатров) выдвинул идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию крещения Руси. Это мнение понравилось императору Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор средств на строительство храма, и уже к сентябрю 1859 г. в казне было около 100 тысяч рублей. А Киево-Печерская лавра пожертвовала миллион штук кирпича, произведенных на собственном заводе.
Первоначальный проект собора принадлежал петербургскому архитектору И. В. Штрому и киевскому епархиальному архитектору П. И. Спарро. Позже его основательно переработал архитектор А. В. Беретти. Собор посвящен крестителю Руси - святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма были задуманы архитекторами в древневизантийском стиле - таким, какими строили храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Владимирский собор был заложен в 1862 г., но строительство, связанное с техническими трудностями, растянулось на тридцать с лишним лет - с 1862 по 1896 год. Возведением здания руководил академик В. Н. Николаев с участием архитектора К. Я. Маевского и инженера Д. Биркина. В процессе продолжительного строительства в проект были внесены некоторые изменения архитектором Р. Б. Бернгардтом. Торжественное освящение собора состоялось 20 августа 1896 г. в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Владимирский собор является шестистолбным храмом с тремя апсидами, увенчанным семью куполами. Длина здания составляет 55 м, ширина - 30 м, а высота вместе с крестом - 49 м. Фасад украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивной бронзовой двери главного портала можно видеть литые рельефы с изображениями святых княгини Ольги и князя Владимира.
Это блестящий эталон синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям. Его расписывала группа выдающихся художников - В.М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и Котарбинский под наблюдением профессора А. В. Прахова. Прахов в шутку называл Васнецова и Нестерова «греческими живописцами», а Сведомского и Котарбинского - «фряжскими живописцами»: Васнецов и Нестеров придерживались традиционной византийской манеры церковного написания, а Сведомский и Котарбинский, обучавшихся в Риме и Дюссельдорфе, откровенно европейской.
А. В. Прахов является и автором проектов ряда деталей интерьера, в частности - бронзовых входных дверей. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.
Общая тема живописи собора - «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символически изложенная история церкви на Руси: ее выражают тридцать фигур мучеников, святителей, князей, святых дружин, Христа ради юродивых. Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В. М. Васнецову - он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: Крещение князя Владимира и Крещение киевлян, а также портреты князей Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти Васнецова принадлежит и центральная композиция в алтаре храма - Богоматерь с Младенцем.
Для того, кто впервые входит в собор, сильнейшим впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных звездой, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына...
Традиционный образ Богоматери получил под кистью художника необычайно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ Богоматери наполнен любовью и человеческой красотой.
Первоначально эскизы росписей Владимирского собора готовил М. А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного варианта. Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора.
Авторству М. В. Нестерова принадлежат 4 иконостаса боковых нефов, композиции «Рождество» и «Воскресение» на стенах хоров и композиция «Богоявления» на стене крестильни, а также ряд икон главного храма и пристроек. Среди них особенно выделяются иконы святых князей Бориса и Глеба, а также святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного «нестеровского» пейзажа, образ князя Глеба полон печальной поэзии - будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на вдохновенное лицо молодого князя...
П. А. Сведомский и В. А. Котарбинский вдвоем исполнили 18 композиций и 84 отдельные фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса композиции, отличающиеся необычным реализмом: «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие» (автором первых двух является Сведомский), яркие образы князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя « Слова о полке Игореве».
Иконостас собора выполнен из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова.
Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет художественного мастерства конца XIX века, никто не подвергал сомнению. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве "первым вдохновенным произведением религиозного искусства".
Перевод с украинского - наш собственный.
Источник
Нізовський А. Ю.
100 великих чудес України- К.: Арій, 2010. - 416 с.: іл. -
(100 великих)