Sep 06, 2022 21:39
"Первая проповедь Евангелия в киевских землях, по рассказу преподобного Нестора, была еще в первом христианском веке, - пишет митрополит Евгений Болховитинов, - через святого Апостола Андрея Первозванного, который, по словам Нестора, «из Синопа через Корсунь по Днепру к горам Киевским и, став на берегу под горами, ученикам своим предсказал, что на горах сих воссияет благодать Божия и град великий будет, и церкви многие именем Божьим воздвигнуты, и вшед на горы эта и благословил их, и оставил крест, и помолясь Богу, и слез с горы сея, идет после бисть Киев, и пойдет по Днепру горе, и придет в Словены, где ныне Новгород и т.п.». Это повествование преподобный Нестор заимствовал от греков, которые того же Апостола Андрея признают основателем и своей византийской церкви... Как бы то ни было, но Церковь Российская приняла уже эту мысль, и на месте, где почитался св. поставивший крест апостол Андрей издавна в память этого существовала деревянная церковь в честь Сооружения Честного Креста, построенная в 1212 году великим князем Мстиславом Романовичем, затем - каменная в XVI веке, а в 1744 г. императрица Елизавета Петровна, будучи тогда для богомоления в Киеве, основала близ того места на горе прекрасную новую каменную в честь св. Апостола Андрея, существующую и поныне».
Эта прекрасная церковь на Андреевской горе, построенная по проекту выдающегося итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), ныне, без сомнения, является лучшим памятником барокко во всей Украине. «Откуда бы не смотреть на Андреевский храм, близко, стоя у самой лестницы, или издалека, находясь у западного подножия холма, или взойдя на Подол, - отовсюду он воспринимается каждый раз по-новому, - пишет известный исследователь украинской архитектуры Г. Н. Логвин. - Около храм монументальный и величественный, снизу и издалека в нем поражают легкость и ажурность, его необыкновенная гармония с ландшафтом. Храм этот, четко вырисовывавшийся своим силуэтом на фоне южного голубого неба, воспринимается как частица окружающей природы и неотделим от нее. Он настолько органично вошел в киевский ландшафт, что Киев немыслим без Андреевской церкви. В этом наиболее совершенном и зрелом творении Растрелли в полной мере сказался его гений. Сознательно или интуитивно он понял особенности украинской архитектуры с присущей ей любовью к легкости, живописности и лиризму - понял и выразил. Вот почему это произведение является жемчужиной украинской архитектуры и по праву считается одним из самых прославленных шедевров архитектурно-художественного наследия Растрелли».
Андреевская церковь была заложена в 1744 году во время пребывания императрицы Елизаветы в Киеве. Сначала ее проект поручили разработать архитектору Иоганну Готфриду Шеделю, однако предложенный им вариант был отклонен. Составить новый проект императрица поручила Растрелли, и уже осенью 1747 г. специально присланный в Киев помощник Растрелли Иван Мичурин начал возводить стены будущего храма.
Считается, что первыми постройками на Андреевской горе были каменный терем княгини Ольги и деревянная церковь Св. Василия, построенная в 988 г. князем Владимиром на месте Перунова капища. В 1086 г. великий князь Киевский Всеволод Ярославич заложил здесь Андреевский (Янчин) монастырь, а в 1215 г. на месте древней Васильевской церкви был сооружен каменный храм в честь Воздвижения креста Андреем Первозванным.
Недра холма пронизывало множество подземных ключей, из-за чего постоянно существовала угроза оползней, поэтому И. Ф. Мичурину пришлось углублять фундаменты церкви на 14-15 м и устраивать специальную дренажную систему для отвода грунтовых вод. Подземные конструкции были использованы для пристройки двухъярусного цокольного сооружения-стилобата с восемью комнатами на каждом этаже, стены которого одновременно являются фундаментом церкви. На первом ярусе была устроена нижняя церковь, второй использовался для подсобных целей. Храм, стоящий на высоком цоколе, кажется очень величественным, возвышенным на огромную высоту над раскинувшимся внизу Подолом. С террасы, расположенной вокруг, открывается живописная панорама Подола и Днепра. Со стороны улицы на террасу ведет крутая чугунная лестница.
В 1752 г. строительство храма в основном было завершено. В 1752-1755 гг. украинский художник Григорий Левицкий-Нос, отец известного живописца Д. Г. Левицкого, и русский художник Алексей Антропов написали иконы для иконостаса. Над внутренним убранством церкви работали украинские резчики М. Чвитка, Я. Шевлицкий, московские мастера Иван и Василий Зимины, П. Ржевский и другие. Руководил «живописной командой» художник И. Я. Вишняков. Храм был освящен 19 августа 1767 киевским митрополитом Арсением Могилянским.
За время своего существования Андреевская церковь неоднократно ремонтировалась, но при этом внешний вид ее существенно не менялся. Она является традиционным для украинской архитектуры крестовым храмом (размеры по осям составляют 31,5 x 22,7 м) с короткими южной и северной ветвями креста. Высота церкви с крестом - 60 м (без стилобата - 46 м). Удивительно стройная церковь легко взмывает ввысь, контуры куполов тают в голубом небе. Яркий бирюзовый цвет стен еще более оттеняет изящество и легкость постройки; на его фоне ярко отличаются белье колонн, пилястров, карнизов, золотое сияние капителей и лепной орнамент. Огромный купол, покоящийся на высоком и широком барабане, служит центром всей композиции. В углах подкупольного квадрата поставлены глухие контрфорсы, завершенные легкими башенками с декоративными куполами. Тем самым архитектор придал церкви вид пятикупольного храма с той разницей, что малые купола расположены необычно: не по осям, а по диагоналям между ветвями креста.
Не менее торжественно и нарядно смотрится церковь внутри. Залитое светом пространство, многочисленные пилястры коринфского ордера, позолоченные лепные украшения, яркая живопись - все здесь поражает величием, красочностью и ощущением пространства. Огромный трехъярусный иконостас, изготовленный в 1753-1761 гг. по рисункам Растрелли, украшен резным позолоченным орнаментом, скульптурой и живописью. Иконы в иконостасе исполнены Антроповым и Левицким и принадлежат к лучшим образцам искусства подобного рода. Живопись в алтарной части церкви создана художниками И. Роменским и И. Чайковским. В алтарной части находятся и два живописных полотна XIX ст. - «Выбор веры князем Владимиром» неизвестного автора и «Проповедь апостола Андрея на берегах Днепра», созданная в 1847 г. украинским художником Платоном Бориспольцем. «Самым интересным является последнее произведение, - замечает Г. Н. Логвин. - Оно исполнено очень свободно. В отличие от холодных, здравомыслящих картин классицизма в нем все полно горячим дыханием жизни. Апостол Андрей стоит на склоне высокой горы, рядом с ним - воин, поддерживающий крест, а вокруг них - толпа слушателей. Но центром всей композиции являются три фигуры первого плана: сидящий старец, оперевшаяся локтем на плечо старика девочка и молодая женщина. Особенно хорошо написана женщина с длинными русыми косами. На ней яркая клетчатая юбка, напоминающая украинскую плахту, и белая рубашка. С очень насыщенными тонами ее юбки контрастируют светлая одежда девочки, обнаженная спина старика и его светлый охристый плащ».
В 1968 г. Андреевская церковь получила статус филиала национального заповедника "София Киевская". В 1976-1977 гг. храм был восстановлен по аутентичным чертежам Ф. Б. Растрелли, найденных в архивах в Вене. После повторной реставрации 1992-2000 гг. церковь-музей вновь открыла свои двери.
Ставропигия Вселенского патриарха в Киеве на Украине. Литургии проводят священнослужители Константинопольской православной церкви. Со 2 февраля 2019 года настоятелем Андреевской церкви является титулярный епископ команский и экзарх Вселенского патриарха в Киеве Михаил (Анищенко).
Перевод с украинского - наш собственный.
Источник
Нізовський А. Ю.
100 великих чудес України- К.: Арій, 2010. - 416 с.: іл. -
(100 великих)
Украина,
храмы и монастыри,
Киев,
Европа,
православие,
памятники архитектуры